По количеству завоеванных «Орфеев» лидировал канал «Россия».
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Вручение премий Российской академии телевидения ТЭФИ-2006 впервые проходило без президента телеакадемии Владимира Познера, занятого на съемках своего нового проекта в Америке: он обратился с приветствием к присутствующим в записи.
По количеству завоеванных «Орфеев» лидировал канал «Россия» (14 статуэток), за ним следует Первый канал (12). На третьем месте – канал СТС (6), который очень вырос за последнее время и уже составляет реальную конкуренцию федеральным каналам: он обошел «Культуру» (4) и ТВ Центр (1). А также НТВ (2) – если считать достижениями этого канала Чулпан Хаматову и Олега Янковского, победивших в номинациях за лучшую женскую и лучшую мужскую роль в фильме «Доктор Живаго».
Впервые телетрансляция, а также подготовка проведения церемонии осуществлялись силами СТС. Были задействованы режиссеры лучших развлекательных программ канала под художественным руководством Александра Цекало, что давало надежду на грандиозное зрелище. Однако получилось средне: не хуже, но и не лучше, чем всегда. Сцена с лужайками и соснами напоминала давно вышедшие из моды фотообои. Раздражали сменяющиеся пары ведущих с неровным, мягко выражаясь, конферансом. А пара, вышедшая объявлять номинацию «Программа для детей», выглядела еще и двусмысленно: «знаток» Александр Друзь и девочка лет 12, одетая как взрослая дама. Когда девочка светски сообщила Друзю, что очень занята – съемками, а также учебой в Швейцарии, – вмешался ведущий церемонии Иван Ургант: «Я прерву этот набоковский диалог». Зал грохнул. Ургант, впрочем, был хорош во всех отношениях – мгновенная реакция, нетривиальная ирония, чувство меры.
ТЭФИ 23 ноября выгодно отличалась от ТЭФИ 17-го: была наряднее, веселее и – самоироничнее. Особенно хорош был номер, в котором телезвезды в пижамах пели из детских кроваток о том, что им надоели свои передачи и что они хотят в чужие.
Оригинален был Михаил Дегтярь, всерьез обратившийся к аудитории с наставительным словом: «Видите, можно делать телевидение без чернухи и без гламура». Михаил Шац в благодарственном слове сказал, что «Орфей» – не самая большая награда, которую они с Татьяной Лазаревой выиграли в этом году. Хотя сокрушительная победа в 9 голосов над Максимом Галкиным должна была бы наполнить его сердце гордостью.
В целом церемония «Лица» удалась. Но не вполне удалась организация: после награждения победители почему-то не выходили к журналистам. Когда все закончилось, народ повалил из зала и на выходе был встречен вспышками, камерами и микрофонами. Получилась большая куча-мала: одни рвались к накрытым столам, другие их не пускали. Особенно досталось Александру Цекало, получившему на ТЭФИ-2006 две награды за продюсерство. Уже полным ходом шел банкет, накрытый здесь же, на балюстраде, опоясывающей зал, а Саша, поставив тяжеленного «Орфея» на пол, все отвечал и отвечал на вопросы┘
В церемонии ТЭФИ «Профессии» главной интригой оказалось голосование в номинации «Лучшая информационно-аналитическая программа»: по 6 голосов получили «Неделя» с Марианной Максимовской (РЕН ТВ) и «Вести недели» с Сергеем Брилевым («Россия»). Академикам пришлось переголосовывать, в результате перевесом в один голос победили «Вести недели». В церемонии ТЭФИ «Лица» самой большой неожиданностью оказалось голосование в номинации «Ведущий информационной программы», призером которой стал Андрей Норкин («Сегодня в России», телекомпания «Эхо»), обойдя Алексея Пивоварова с Асет Вацуевой («Сегодня», НТВ) и Екатерину Андрееву («Время», Первый канал). Все помнят отличную работу Норкина на старом НТВ, но мало кто видел его работу нынешнюю, на спутниковом канале RTVI, чье вещание рассчитано на заграницу. Фурор произвела и благодарственная речь Норкина. Собственно, ничего особенного он не сказал – просто, как и прочие лауреаты, поблагодарил руководство своего канала. А именно – Владимира Гусинского и Игоря Малашенко, без которых «существование RTVI было бы невозможно». Это место из телетрансляции было вырезано. И это тоже своеобразный итог ТЭФИ-2006.
Мы обратились к нашим экспертам с просьбой прокомментировать свои впечатления.
Александр Любимов, вице-президент Российской телевизионной академии
На мой взгляд, консервативный выбор академиков на этот раз был тотально, иезуитски консервативным. Но не обошлось и без исключений. Пример протестного голосования – победа Андрея Норкина, чью передачу «Сегодня в России» вряд ли видели телезрители. Он – очень хороший ведущий, но это-то и обидно, что академики проголосовали не за талант ведущего, а за то, что ведущий служит на оппозиционном канале. Что ж, может, это и хорошо – наградить минутной славой того, кто не успешен у массовой аудитории. Мне не нравится, когда люди голосуют не за то, что они считают лучшим продуктом, а за то, за что им кажется правильным проголосовать. Или когда голосуют за книгу, а не за ее реализацию на экране.
Анна Качкаева, заведующая кафедрой радио и телевидения факультета журналистики МГУ
На нынешней церемонии было ощущение, что это либо конец телевизионной эпохи старой, либо начало новой. Она была мирной, симпатично-развлекательной; впервые не было ощущения раздрая (и поводов к нему) в зале. Более того, было ощущение такого благополучия, после которого кончается журналистика.
Случилось всего два нервных момента – голосование по Максимовской и победа Норкина. И те можно объяснить либо остатками былых баталий, либо случайной выборкой компьютера, либо догорающим фрондерством в рядах телеакадемиков. Командный зачет демонстрирует, что развлекательный канал СТС вплотную приблизился к федеральным каналам, а также что главная движущая сила нашего телевидения – это развлекательные передачи и сериалы. Весьма актуальна прозвучавшая со сцены шутка о том, что на ТВ некому и незачем задавать вопросы.
Даниил Дондурей, социолог
Это только кажется, что процедура голосования на ТЭФИ – объективная. Как социолог заявляю: она непрезентативна. Представьте, президента страны стали бы избирать 13 человек, случайно выбранных компьютером из миллионов других граждан! Профессионалов должны судить профессионалы: режиссеров – режиссеры, операторов – операторы и т.д. Что могут в режиссерских нюансах и операторских тонкостях понимать топ-менеджеры? А они-то в большинстве и попадали в эту чертову дюжину голосующих. Причем голосовали по корпоративным соображениям, демонстрируя верноподданничество своему каналу, а вовсе не качеству продукции.
ТЭФИ-2006 – обычное бизнес-предприятие по интересам акционеров, и – океан политики. За что наградили «Вести недели» – за то, что это лучшая программа? Худшая? Из соображения – нельзя противостоять второму каналу? Ей дали утешительный приз? Обидно было за Максимовскую и Архангельского, которые в этой менеджерско-акционерной истории оказались за бортом┘