Михаил Шац без Татьяны Лазаревой.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Сегодня самый популярный жанр в театре, в кино, на телевидении – развлекательный. С признанным мастером этого жанра Михаилом Шацем наш корреспондент встретился и поговорил между двумя церемониями ТЭФИ.
–Михаил, вы согласны, что развлекательный жанр сейчас наиболее востребован?
– Почему только сейчас? По-моему, востребован он был всегда.
– Потому, что существует закономерность: чем тяжелее время на дворе, тем он востребованнее?
– Мне не кажется, что наше время такое уж тяжелое – сравнительно, например, с теми же тридцатыми годами прошлого века.
– Будем считать, что разминка закончена. Первый развлекательный канал СТС, как он себя позиционирует, находится в выгодном положении. Потому что: а) на нем собрались приличные «развлекательные» силы; б) развлекательные передачи федеральных каналов таковы, что представляют угрозу моральному здоровью нации.
– Я не очень согласен с тем, что наш канал имеет какую-то фору. Все наработанное, что сейчас есть на СТС, возникло в процессе, когда он догонял федеральные каналы. Да, к Роднянскому стремятся люди интересные, профессионалы, потому что он и сам такой, с ним приятно работать. Если же вы хотите, чтобы я прокомментировал, что сейчас происходит с развлекательным жанром на федеральных каналах, мне будет сложно это сделать. Ими руководят те же самые телеакадемики, которые руководят и нашим каналом. Это люди с огромным опытом и не без вкуса.
– Вы можете назвать что-то «не без вкуса», кроме замечательной передачи «Городок» на канале «Россия»?
– Мне неэтично было бы рассуждать на эту тему. Могу только подтвердить наличие вкуса, чувства меры, талантливости исполнения и проч. в программе «Городок». Из других развлекательных передач┘ Передача «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким на той же «России», которая и получила премию ТЭФИ-2006 в номинации «Развлекательная программа: юмор».
– Жванецкий – сам по себе отдельный жанр, справедливо ли было ставить его в один ряд с «Хорошими шутками»?
– Номинации всегда поражали меня своей несовместимостью и несопоставимостью. К примеру, лауреатство ТЭФИ-2003 наша «ОСП-студия» получила в борьбе с «Последним героем», невероятно затратным проектом, собиравшем невероятные рейтинги. На мой взгляд, это были две абсолютно не сопоставимые программы, тем не менее┘ Возможно, такова специфика телевидения – смешение жанров. Возможно, я не понимаю механизмов работы телеакадемии. А еще многие годы я не понимаю причин неяркости и непривлекательности самой церемонии ТЭФИ. ТЭФИ – одна из немногих церемоний, действительно интересных широкому кругу зрителей (в отличие от десятков других, чье существование для меня вообще необъяснимо, но которые с упорством, достойным лучшего применения, запускают в эфир). Она должна быть фантастически яркой, фантастически интересной, насыщенной разными номерами, гэгами, «изюминками»┘ И она должна очень дорого стоить.
– Не знаю, дорого ли стоил тот «Золотой орел», на котором содержание номинаций Николай Фоменко пел – на мелодию «Ночного дозора». Это было здорово!
– «Орла», к сожалению, не видел, но стою за неожиданные и нестандартные ходы. Сама форма, жанр церемонии настолько заштампован, скучен и предсказуем, что любые попытки как-то это разнообразить могу только приветствовать.
– Церемонию ТЭФИ-2006 «Профессии» Иван Ургант мог бы блестяще один провести полностью, и Александр Цекало мог бы, и Михаил Шац с Татьяной Лазаревой бы могли┘ Вместо этого – сменяющиеся пары ведущих с подчас дурацким конферансом: необязательные слова, фальшивые шутки-прибаутки┘
– Пара Шац–Лазарева тоже поучаствовала в этом, но телезрители нашего конферанса не увидели – к сожалению, по техническим причинам выпал весь блок с последними четырьмя номинациями, которые мы объявляли. Получилось, что мы с Татьяной лишь спели финальную песню «Доброй вам ночи, дорогие мои москвичи». Но СТС исправит эту накладку. 23 ноября, после церемонии «Лица», будет еще раз показана церемония «Профессии» – в полном объеме.
– В этом сезоне на СТС появилась чудная передача «Слава богу, ты пришел!», которую вы, Михаил, ведете. Это ведь не лицензионный продукт?
– Должен вас разочаровать – лицензионный. К вопросу о пророке в своем отечестве – у нас в «ОСП-студии» была похожая идея, предтеча, можно сказать. Гости ставились в неподготовленные ситуации и т.д. Но идея была сырой, несформировавшейся, что-то не получилось, где-то не поверили в свои силы – так она и не дошла до ума. Формат придумали австралийцы, он прошел одним сезоном на местном телевидении в количестве всего 10 передач. И сразу был куплен Россией, Англией, Францией, причем Россия первая его запустила в эфир.
– Однако передача ощущается абсолютно «нашей»: эта актерская импровизация, основанная на розыгрыше, эта приближенность к капустнику┘
– Меня, признаться, волнует вопрос, «наша» ли это передача. Я не знаю, готов ли наш зритель, приемлет ли он такие вещи, подготовлен ли он после┘ понятно чего. Честно, не знаю. Цифры, которые она показывает, неплохие. И что приятно – передача нашла своего зрителя, у нее уже есть фанаты.
– А почему она перенесена с полуночи воскресенья на субботу?
– Ход такой. Стремление в субботний вечер создать «живое» телевидение, которое становится символом канала СТС. Чуть раньше по субботам теперь будет выходить программа «Хорошие шутки», которая рождается на глазах у зрителя; она не прописана, состоит из внезапностей и сиюминутных реакций. А потом, после фильма в 21.00, будет «Слава богу, ты пришел!». Было бы идеально, если бы обе эти программы шли в прямом эфире. Я бы очень этого хотел.
– Все ли приглашаемые актеры соглашаются на участие в «Слава богу, ты пришел!»? С ходу импровизировать в неизвестном сценарии – не каждому под силу.
– Зачастую они сами стремятся к нам попасть. Даром импровизации обладают не только знаменитости и эстрадные звезды. Все уже настолько устали от одних и тех же перемещающихся с канала на канал лиц, что хочется расширить этот круг. Уверен, есть люди, которых мы недооцениваем, не знаем каких-то их граней, они не мелькают на экране, не снимаются в сериалах┘ Когда в замкнутый круг ворвутся свежие лица, это пойдет только на пользу и зрителям, и телевидению.