Татьяна Миткова: «Мы хотим поддержать престиж жанра».
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
1 ноября телекомпания НТВ объявила об учреждении ежегодного всероссийского конкурса «Профессия – репортер». Причем – внимание! – произошло это по инициативе журналистского коллектива НТВ. Финалисты будут определяться в десяти номинациях, среди обычных – журналистское расследование, репортаж с места события и т.д. – заявлены и оригинальные: за свободу от штампов, спецприз за качество русского языка, спецприз имени Ильи Зимина за творческую нетривиальность. На вопросы корреспондента «НГ» согласилась ответить Татьяна Миткова, заместитель генерального директора по информационному вещанию – главный редактор информационного вещания НТВ.
– Татьяна, как известно, ваш канал силен как раз репортерами. Не из-за дефицита кадров в этой области вы затеяли репортерский конкурс?
– Другими словами, не для себя ли мы стараемся, желая поощрить таким вот образом своих сотрудников? Есть договоренность, что в первый год существования премии корреспонденты НТВ не будут принимать участия в конкурсе. Именно по причине того, что они – на самом деле сильные профессионалы и с большой степенью вероятности могли бы претендовать на награду. Про дефицит кадров – это сильно. Репортеров, кстати, у нас немного (сравнительно с другими каналами), но все они – штучные. На столе у исполнительного продюсера информационной службы лежит, я думаю, не менее ста резюме, так что возможность выбора у нас есть, но┘ Раньше выбора было больше: сейчас из этих ста мы, может, найдем одного. А раньше из ста нашли бы десятерых – это так, для сравнения.
– Выходит, учреждение конкурса «Профессия – репортер» можно назвать делом альтруистическим и благим?
– В вашем вопросе содержится ответ. Репортаж – это король жанра, в котором НТВ успешно работает уже 13 лет, столько, сколько существует сам канал. Вот поэтому мы и решили не дать жанру застояться – мы хотим, чтобы он развивался. Жанр этот, как мне кажется, находится сегодня в кризисе, престиж профессии падает┘ Задача конкурса – поддержать престиж жанра и, соответственно, тех, кто в нем работает. Мы хотим показать репортерам, что труд их востребован, что больших успехов можно добиться и на маленьких каналах. И что благодарность и восхищение коллег может иметь не только моральную, но и материальную оценку. Победитель получит 300 тысяч рублей, финалисты – по 60. Материальное вознаграждение – из денег телекомпании НТВ.
– Почему, на ваш взгляд, можно говорить о кризисе жанра?
– Сейчас немного не тот драйв, выражаясь современным языком. Я думаю, это связано с тем, что страна наша изменилась, изменилось время. Согласитесь, 10–15 лет назад мы переживали романтический период нашей истории. Тогда была смена эпох, а смена эпох – она всегда рождает новую журналистику, приводит в нее молодых и амбициозных. Ныне эти молодые и амбициозные превратились в матерых волков, они стали признанными профессионалами. А на смену-то им идут совсем другие – очень прагматичные, трезво оценивающие жизнь и свои перспективы. Все меньше становится тех, кто хочет ехать в горячие точки. Все больше тех, кто горячим точкам и опасным журналистским расследованиям предпочитает комфорт останкинских и прочих телестудий. Мы хотим эту ситуацию поправить. Справедливости ради замечу, что есть еще тележурналисты, которые маются, сидя в Москве, – они и составляют профессиональный костяк НТВ.
– Наверное, это правильно – что выдвинуть на конкурс работу может не только телеканал или телекомпания, но и сам автор. Но вот условие, что репортаж должен быть обязательно из прошедшего в эфир┘ Не отсечет ли это достойные работы?
– Это обязательное условие. Иначе представьте, что будет – нас просто завалят домашним видео. И мы получим вместо конкурса профессионального конкурс «сам себе режиссер». Эфир – это все-таки критерий.
– А нет опасения, что в таком случае на конкурс не попадут материалы, не прошедшие в эфир по цензурным соображениям?
– Кто станет определять, по цензурным соображениям или по соображениям качества не прошел в эфир тот или другой присланный на конкурс репортаж? Это надо, чтобы отдельные люди здесь, на НТВ, занимались выяснением, почему какой-то Пупкин с какого-то 25 канала в далеком уездном городе снял с эфира сюжет. Автор утверждает, что снят он по цензурным соображениям, Пупкин утверждает, что плохая работа. И как быть? Да мы тут просто увязнем и никогда не доберемся до финала!
– Уже определился состав жюри?
– Он определится к марту. Предварительная отборочная комиссия будет состоять только из сотрудников НТВ, репортеров в том числе. Это тяжелая работа – просматривать присылаемые материалы и отбирать из них лучшие, которые и будут представлены на суд жюри. В состав жюри войдет кто-то из наших репортеров, обязательно пригласим коллег с других каналов и из регионов. Уже приглашен, что называется, за номером один Леонид Парфенов. Я вот войду в состав жюри, потому что буду его председателем. Есть условие: член жюри должен быть действующим профессионалом, чей труд востребован и чьи работы можно увидеть на телеэкране. Потому что профессионалов должны судить профессионалы. Это наше глубокое убеждение.