Алексей Пушков разглядел преемника президента.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Россия является светочем толерантности и культуры свободы слова в отличие от своих ближних и дальних соседей, которые злоупотребляют демократией и свободой слова. Вот гордый лейтмотив итоговых программ на федеральных государственных каналах, которые на прошлой неделе анализировали основные события в стране и мире.
Как заявил ведущий «Вестей недели» («Россия») Сергей Брилев, по итогам карикатурного скандала оказалось, что «Россия – чуть ли не единственный мировой игрок, с кем сейчас готовы общаться и те, и другие: только Москву готовы слушать и Запад, и Иран, и только Москва может вести переговоры с радикалами из победившего в Палестине движения ХАМАС».
Миссия игрока
По словам ведущего, в яростных протестах радикальной части мусульман во многих странах против карикатур в европейских газетах на пророка с погромами посольств виноваты... Соединенные Штаты, которые в отличие от России, по словам ведущего, вели на Ближнем Востоке политику «ускоренной демократизации». Что сие означает, он не пояснил, однако много говорил о роли России, которая после приглашения Владимиром Путиным лидеров движения ХАМАС в нашу столицу чуть ли не остановит Третью мировую войну между цивилизациями.
«Миссия Москвы насколько благородна, настолько и трудна. Надо подчистить результаты чужих ошибок, сохранить единство ведущих держав, заставить радикалов прислушаться к голосу разума. И, конечно, не забывать о своих интересах и своих задачах. Новые силы для решения этих задач у России есть», – патетически отметил Брилев.
А после сюжета о тяжелой жизни датских карикатуристов, вынужденных прятаться от праведного гнева мусульманских читателей, ведущий «Вестей недели» с гордостью подчеркнул, что, к чести для России, ни в одной известной нам газете печально знаменитых карикатур не напечатали, а телеканалы их штрихуют. Из чего Брилев сделал вывод, что «при всей завидности положения со свободой слова в Европе с культурой слова на этот раз в России лучше. Возможно, потому что в России к слову вообще особое отношение».
Он просто еше не знал, что волгоградская газета «Городские вести» напечатала рисунок, на котором изображены все божественные представители основных мировых религий, смотрящие телевизор.
Что же касается «новых сил», которые будут подчищать чужие ошибки, то, видимо, имелся в виду министр обороны России. Во всяком случае, в программе был дан его небольшой синхрон, в котором Сергей Иванов огласил список требований России к ХАМАСу: признать Израиль и отказаться от террористической деятельности.
Причину того странного факта, что министр обороны, у коего не наведен порядок в собственном ведомстве (уже после чудовищного случая с рядовым Андреем Сычевым Иванов торжественно заверил общественность, что дедовщина хотя «еще имеет место в воинских коллективах», но «количество преступлений на этой почве неуклонно снижается»), вторгается в профессиональную сферу деятельности другого министра – иностранных дел, попытался объяснить другой аналитик, ведущий итоговой программы на ТВЦ «Постскриптум» Алексей Пушков.
Контрпропагандистское наступление
По его словам, это часть операции «Преемник» и начало предвыборной президентской кампании 2008 года. Во всяком случае, как подчеркнул Пушков, так считают западные аналитики. В частности, германский эксперт Александр Рар, который полагает, что «добро на выступление по такому широкому кругу вопросов вице-премьеру мог дать только президент».
«На хорошем английском языке глава армейского ведомства поведал миру не только о военной политике России, но и о ее отношении к неправительственным организациям, Ирану, СНГ и проблеме энергоресурсов, – вещал ведущий «Постскриптума». – Не подлежит сомнению, что это выступление крупного государственного деятеля».
В пользу этой версии, по мнению ведущего, говорит и то общественное негодование, которое поднялось после ЧП в Челябинском танковом училище, с требованием отставки министра обороны, которое инспирируется враждебными Иванову политическими силами. Однако теперь Иванов, как подчеркнул Пушков, «перешел в активное пропагандистское контрнаступление. Он явно обрел вкус к публичной политике, он не боится высказываться».
Впрочем, Пушков – как человек осторожный – оговорился, что многие избиратели готовы проголосовать за любого, на кого покажет президент, и большинство экспертов склоняются к мнению, что вся эта история вокруг уже якобы подобранного преемника – не более чем предвыборный фальстарт.
Что же касается приглашения ХАМАСа в Москву, то ведущий охарактеризовал этот шаг как сенсационный, поскольку он, по мнению Пушкова, доказывает, что Россия намерена отныне проводить на мировой арене собственную политику, «не особенно оглядываясь на США».
Жалкие, ничтожные люди
На фоне миротворческих успехов Москвы, государственные телеаналитики всячески подчеркивали политическую ничтожность руководства соседних государств, в которых в свое время победили разного рода цветные революции.
Тот же Пушков, говоря об избирательной кампании в Верховную Раду Украины, заявил, что при этом «впервые в истории Украины без тепла остаются целые города. Но создается впечатление, что президента Ющенко и его соратников больше занимают другие проблемы. Президент занят в основном тем, что продолжает вталкивать Украину в НАТО». Народ же Грузии, как выяснилось из «Постскриптума», находится «в самом бедственном положении за всю свою новейшую историю, а Саакашвили, оказывается, заботит лишь одно – распространение цветных революций по странам СНГ». Причем непременно на деньги американского мецената Джорджа Сороса.
Ведущий воскресного «Времени» Петр Толстой (Первый канал), говоря о ситуации в Грузии и на Украине, обрисовывал их в еще более понятных для своей аудитории выражениях: «истерика Саакашвили», «Ющенко стал отличаться от Саакашвили, оказывается, они не только не близнецы, но даже не однофамильцы».
Трезвый взгляд
Пожалуй, единственной аналитической программой, в которой прозвучала более трезвая оценка «сенсационного шага», стала «Неделя» с Марианной Максимовской (REN TV), в которой ведущая отметила, что «Россия взялась за ближневосточное урегулирование, и, кажется, слишком резво». В программе Максимовской представители Израиля задали саркастический вопрос: как отреагировала бы Москва, если бы в Израиль пригласили басаевцев? Сама же Марианна отметила, что в ответ на свободу слова, главное демократическое завоевание Запада, «Восток ответил протестами, уже названными хорошо скоординированными».
Любопытно, что массовой акции протеста автомобилистов, которая прошла в минувшее воскресенье во всех крупных городах России, телеаналитики уделили ничтожно малое количество времени.
И только в той же программе «Неделя» был дан сюжет об акции протеста, в конце коего Максимовская резюмировала, что «можно быть хоть трижды законопослушным и жить по всем правилам, но и это не может уберечь, пока есть те, кто может жить по исключениям из правил».