0
959
Газета Телевидение Интернет-версия

10.02.2006 00:00:00

Места юмористического отдыха

Тэги: телевидение, юмор, исседование


телевидение, юмор, исседование Евгений Петросян очень нравится молодежи и жителям села.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Телевизионный юмор востребован российскими зрителями и в целом отвечает их вкусам. К такому мнению пришли социологи фонда «Общественное мнение».

Согласно обнародованным результатам опроса, большинство россиян более или менее регулярно смотрят юмористические программы: 18% делают это, по их словам, постоянно, 40% – часто. Лишь 6% опрошенных заявили, что они никогда не смотрят юмористические телепередачи, 34% – смотрят их редко.

По мнению большинства россиян, юмора на российском телевидении сегодня достаточно или более чем достаточно: 42% опрошенных считают, что его «столько, сколько нужно», 41% – что его слишком много (это мнение чаще других высказывали люди с высшим образованием – 61%). Лишь 6% заявили, что юмористических телепередач слишком мало.

Что касается качества телевизионного юмора, то оно устраивает 58% респондентов. Наиболее высокий уровень удовлетворенности – среди молодежи (68%), малообразованных (65%), малообеспеченных граждан (64%) и среди жителей сел (64%). Реже других удовлетворенность выражают люди с высшим образованием (43%), они же чаще остальных заявляли о своем неприятии качества юмористических телепередач (50% против 30% в среднем по выборке).

По данным ФОМа, наиболее востребованной юмористической передачей сегодня, судя по ответам респондентов, является «Кривое зеркало» (47%). Высокой популярностью пользуются также «Аншлаг» (40%), КВН (37%), «Ералаш» (35%) и «Городок» (34%). В целом почти все передачи из предложенного списка (респонденты могли давать несколько ответов) получили достаточно высокий (10% и выше) уровень признания.

Наиболее популярным артистом юмористического жанра, по данным опроса, является Евгений Петросян – 35% респондентов, отвечая на открытый вопрос, назвали его в числе артистов, которые им особенно нравятся. Впрочем, Петросян лидирует и в списке тех юмористов, которые респондентам не нравятся (12%).

Популярность остальных активных фигурантов современной юмористической эстрады ниже: Елену Степаненко отнесли к числу любимых артистов 15% опрошенных, Михаила Задорнова и Максима Галкина – по 12%, Юрия Гальцева, Елену Воробей и «новых русских бабок» – по 10%.

По мнению экспертов, опрошенных «НГ», все это свидетельствует о стагнации общественного развития и о социальной и политической апатии телеаудитории.

Как подчеркнул социолог Всеволод Вильчек, «телевидение прощупывает слабые места у аудитории, ища затаенный спрос», и, находя таковой, делает соответствующую программу. А спрос, по мнению социолога, на юмористические программы у аудитории – большой, особенно «у угнетенных, малообеспеченных слоев населения или у молодежи, которая хочет смеяться».

По его мнению, юмористических программ стало слишком много, потому что эта ниша абсолютно безопасна – все программы сатирические или юмористические, но социально наполненные, закрыты, как например, программа «Тушите свет» или «Итого» Виктора Шендеровича.

«Вместо этого пришла чистая развлекаловка, приспособленная к тому уровню, на котором аудитория ее может воспринимать. Без разбору пошли дешевые, выгодные, легкие формы комикования. И для людей со знаниями пэтэушников, или просто уставших, или не слишком брезгливых – это хорошо смотрится. Это чисто коммерческие проекты, которые востребованы обществом, пребывающим в глубокой социальной и политической апатии», – подчеркнул Вильчек.

По мнению председателя совета директоров Независимого института коммуникативистики Иосифа Дзялошинского, на сегодняшний день структура российского общества с точки зрения интеллектуальной, нравственной и культурной подготовленности существенно осложнилась по сравнению с прошлыми годами. «Это означает, что юмор, который устраивает жителей села, малообеспеченных граждан, совершенно не устраивает тех, кто получил приличное образование», – подчеркнул он.

По его словам, телевидение в силу того, что не может предложить достаточное количество каналов, удовлетворяющих разный спрос, вынуждено «подстраиваться под вкусы части населения, которая называется «массой». И в данном случае я согласен с руководителями телевидения в том, что они делают попытку удовлетворить некий спрос».

Дзялошинский отметил, что многие интеллектуалы по-прежнему считают, что телевидение должно быть институтом воспитания, а посему требуют, чтобы телеюмор был качественный и соответствующий высоким стандартам. Но при этом, по словам социолога, никто не хочет приучать к этому юмору те самые массы, которые без соответствующей подготовки просто его не поймут.

«То есть, другими словами, мы получили массовизацию вкусов, с одной стороны, и дифференциацию – с другой, но не получили соответствующей структуры телевидения», – отметил Дзялошинский, подчеркнув, что, если было бы больше каналов, тогда можно было бы ожидать появления платного канала, где был бы высококачественный юмор. «Во всем мире практика такая: есть канал для высоколобых, для узколобых, для среднелобых. Но везде и всюду телевидение ориентируется на массовый вкус. Попытки наших практиков и теоретиков сделать телевидение инструментом воспитания мне кажутся нереалистичными. Телевидение может быть институтом воспитания в условиях тоталитарного общества», – уверен социолог.

С ним согласен и социолог и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, который полагает, что результаты опроса ФОМа достаточно объективно отражают нынешнее состояние предпочтений телеаудитории. Благо они, по его словам, корреспондируют с данными рейтингов и специальных телевизионных опросов, которые делает само для себя.

Однако, на его взгляд, трудно сказать, что первично: телевидение ли навязывает массовый стандарт зрителю или оно само идет у него на поводу. Скорее всего, как считает Дондурей, это взаимосвязанные, взаимопроецирующие процессы.

«Телеканалы сначала ставят Петросяна от 5, а в некоторые дни, до 11 часов в сутки, а потом спрашивают: как вы относитесь к Петросяну?» По его мнению, подавляющее большинство населения ведет себя точно так же, как и ребенок, который обожает узнавать что-то новое о сказочном герое, про которого ему читали тысячу раз. «И в тысяча первый раз он в полном восторге, поскольку переживает это, как вновь услышанное. Это уникальный общий механизм. Это как с Иосифом Виссарионовичем, разницы ведь никакой. Когда Сталин на радио, на работе, в детских садах, в транспорте, в магазинах... Все его ведь обожали не только потому, что стояли сотрудники НКВД за углом, его ведь обожали искренне, всем народом. Исключая отдельных отщепенцев», – отметил Дондурей.

Главный редактор журнала «Искусство кино» отметил, что телевидение действует по принципу: если Петросян и Галкин с утра до вечера, то они обожаются аудиторией, а следовательно, нужно еще больше Петросяна и Галкина. По мнению социолога, эти два юмориста сопоставимы по частоте показа с Путиным. И не случайно.

«Я думаю, что все эти галкины, петросяны, «кривые зеркала» и «аншлаги» с их авторами – это такие места отдыха в гиганской тюремной «Зоне», которая транслируется телевидением во главе с каналом НТВ. И в этом бесконечном океане насилия в «местах отдыха» людям не ботают по фене, не запугивают, а дают отдышаться. И вот на этой контрастной пище держится нация», – подчеркнул Дондурей.

По мнению социолога и руководителя группы «Меркатор» Дмитрия Орешкина, данный опрос еще раз развенчивает миф о том, что Россия – самая культурная страна. «Страна как страна. И рыдать по поводу того, что везде Петросян, – совершенно не приходится. Потому, что телевидение следует за запросами общества и оно же их и формирует. Это нормально потому, что телевизор – это массовое орудие и работает по площадям», – считает социолог.

По его словам, после того, как рухнуло кондовое советское телевидение, был кратковременный момент, когда имело место быть хорошее, интересное телевидение «для продвинутых людей, которые затем в результате естественного отбора вылетели за пределы телевидения».

В итоге, по мнению Орешкина, сейчас идет вполне закономерный и неизбежный процесс, «результатом которого является превращение телевидения в «ящик для дураков». Однако, как полагает социолог, это общемировая тенденция. С одной стороны, значительная часть аудитории перестает смотреть телевидение, переключаясь на интернет, а с другой стороны, появляется много специализированных каналов.

Орешкина даже радует, что есть мощная юмористическая ниша размером в 58% аудитории, где люди смеются. На его взгляд, лучше смотреть телеюмористов, чем бесконечный телекриминал.

«Петросян, с моей точки зрения, очень умный и успешный менеджер. Равно как и товарищ Жириновский. Нам с вами непонятно, как можно голосовать за Жириновского, а люди голосуют. Нам много чего непонятно. Мне непонятно, как можно смотреть Петросяна, а люди смотрят. Вот так устроено общество», – подчеркнул Орешкин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российский авторынок обрушился на 45%

Российский авторынок обрушился на 45%

Ольга Соловьева

Покупка машины в кредит стала недоступной роскошью

0
1509
Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Анастасия Башкатова

Пожилые граждане рискуют недобрать баллы

0
1276
Рост мировой экономики превращается в спад

Рост мировой экономики превращается в спад

Михаил Сергеев

Китай теряет кредитные рейтинги после начала глобальной торговой войны

0
1325
Рубль в четверг начал дорожать к юаню на «Московской бирже» после небольшого ослабления

Рубль в четверг начал дорожать к юаню на «Московской бирже» после небольшого ослабления

0
659

Другие новости