Революция в Киргизии заставила многих в России задуматься.
Фото Reuters
На минувшей неделе во всех ведущих итоговых программах главной темой стала революция в Киргизии, а главным героем –Железный Феликс, генерал-лейтенант милиции Кулов, который в эфире пообещал российским зрителям навести в Киргизии порядок. Тем не менее большинство аналитиков сошлись во мнении, что события в Бишкеке являют собой грозное предостережение для России – излишняя концентрация власти в руках одной политической группировки толкает оппозицию на крайние меры, а в результате события выходят и из-под ее контроля. Главное зло при этом – излишняя демократичность правителя, а посему нужно наводить в стране еще больший порядок.
Каждый канал пошел своим путем. В программе «Времена» (Первый канал) Владимир Познер в формате круглого стола собрал политологов и, сообщив им, что в автобусе одна женщина высказала ему обеспокоенность событиями в Киргизии, предложил приглашенным в студию гостям ответить на простенький вопрос: «Это был переворот, инспирированный из-за рубежа, или революция?» Большинство склонились ко второму варианту. Как выразился сотрудник Фонда Карнеги Алексей Малашенко, «государственный переворот делала верхушка, но неожиданно в дело вмешались народные массы», поскольку вся власть оказалась сконцентрирована в руках одного клана. Андраник Мигранян также обвинил в произошедшем самого Акаева, который расслабился, дал много воли подданным и в результате остался не у дел, что в итоге «для России это – плохо». Эксперты в общем и целом с ним согласились, сойдясь в едином мнении, что следующим на очереди государством, которое России предстоит «потерять», скорее всего станет Азербайджан, в коем власть с одобрения Вашингтона и Москвы перешла к сыну Алиева.
Собравшихся попытался в ходе телемоста успокоить фактический «регент» Киргизии Феликс Кулов, который сообщил, что лидеры оппозиции не давали команды на штурм президентского дворца в Бишкеке, торжественно заверив Познера, что сейчас обстановка спокойная и он дает гарантию безопасности русским, проживающим в республике. Хотя ведущий «Времен» оценил его ответы как «довольно круглые», но при этом подчеркнул, что поскольку Кулов – не демократ, как прежний глава государства, то скорее всего удержит ситуацию под контролем. В заключительном слове Владимир Познер, сообщив, что на этот раз свежая голова – это он, заявил, что категорически не верит в связь между событиями в Грузии, на Украине и в Киргизии. По его словам, «их роднит только то, что лидеры утратили власть, занимаясь обогащением и забывая о собственном народе».
В другой итоговой программе Первого канала – воскресном «Времени» – лейтмотивом шла мысль о том, что Акаев был слишком демократичным и интеллигентным персонажем, говорил подчиненным «вы», не смог отдать приказ охране стрелять по толпе и вообще стал президентом случайно. По словам ведущего программы Петра Марченко, на Востоке вежливость рассматривается как признак слабости, поэтому власть Акаева слишком быстро рухнула.
В итоговой программе другого государственного канала – в «Вестях недели» («Россия») ставку сделали на репортажи с мест и интервью с самими участниками событий. Ведущий программы Сергей Брилев, сообщив, что власть в Бишкеке взяла пьяная, обкуренная толпа, похвалил Акаева за политкорректность: «Он мог бы сразу укрыться на российской военной базе в Канте. Но как бы тогда его поняли американцы? Учитывая связи Акаева в Вашингтоне, он мог укрыться на американской военной базе в Манасе. Но как бы тогда его поняли в России?»
Спецкор «Вестей» в репортаже с места Андрей Кондрашов, показав кадры захвата президентского дворца, с облегчением заключил: «Это был не Тбилиси и не Киев. Но от грузинских роз Бишкек явно унаследовал шипы, а от апельсинов, наверное, корки... Железный Феликс определил цвет киргизской революции, и все узнали, что он, во всяком случае, не оранжевый». Основную мысль сюжета выразил один из руководителей оппозиции, Женишбек Назаралиев: «Глупость власти и слабость власти. Недооценивать противника где бы то ни было – нельзя». Посол Киргизии в странах Бенилюкса Чингиз Айтматов в беседе с Брилевым был крайне растерян и даже не мог сказать, где сейчас его сын, который при Акаеве занимал должность министра иностранных дел. Писатель считает, что причиной революции стала нищета и «все охватывающая коррупция, начиная с каких-то мелочей – от милиционера, который останавливает автомашину, – и до самых-самых верхов». Дали в программе слово и президенту России, который на пресс-конференции в ходе своего визита в Армению заявил, что «если в Европе страны в рамках Евросоюза работали совместно для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода – вот в чем разница. Все остальное – шелуха политическая и болтовня».
На НТВ в первом выпуске программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» по привычке сделали упор на ток-шоу. Подумать над «киргизским вопросом» Соловьев пригласил руководителей Государственной Думы во главе с первым вице-спикером Любовью Слиской, которая заявила, что в отличие от киргизских политиков, которые «до последнего цеплялись за власть», Борис Ельцин в свое время совершил «поступок века, уступив власть своему преемнику». Владимира Соловьева же интересовало одно: превратится ли Россия к 2007 году в воюющие территории?
Приглашенные аналитики были настроены по-боевому. Владимир Жириновский явился в красном пиджаке и красном галстуке и весь свой пыл и все свое красноречие обратил на Дмитрия Рогозина, пообещав расстрелять его и бывшего министра иностранных дел Андрея Козырева (тоже приглашенного на программу), как только придет к власти. Рогозин, которого Соловьев аттестовал как «известного бунтаря», в долгу не остался, пообещав к 2007 году в России кровавый бунт. Благо «в России много бедных», выборы – фальсифицированы, а «наш человек не чувствует грани», торжественно заявил главный «родинец».
Жириновский радостно подтвердил, что кровь будет, поскольку власть коррумпирована и единственное средство избежать этого – это навести порядок по типу Пиночета или китайских коммунистов. Если же, по его словам, «будут полностью свободные выборы, то на них победят «Родина» и ЛДПР». Далее обсуждение вылилось в шумный птичий базар, из коего были слышны отдельные реплики действующих лиц. «Причислять меня, Дмитрий Олегович, к фашистам – это было круто. Наш народ любит постоянство», – упрекала коллегу Любовь Слиска. «Дмитрий Олегович, – интересовался Козырев, – а какая внешняя сила за вами стоит?» – «Армия и флот». – «Дмитрий Олегович, ваша партия – фальшивка, – звенел Жириновский, – я боролся и с Ельциным, и с Путиным, а вы марионетка, орете везде, что боретесь...» (Забегая вперед, скажем, что выяснения отношений продолжились на следующей неделе в стенах нижней палаты парламента, где Владимир Жириновский устроил драку с членом фракции «Родина» Андреем Савельевым.)
Успокоившись, Слиска задумчиво сказала, что надо победить коррупцию в стране и навести порядок во власти, на что Рогозин тут же сообщил ей, чтобы она начала с себя. Однако, по мнению первого вице-спикера, корень зла в другом месте: «Хочу, чтобы президент хоть на день разозлился и кому-нибудь в правительстве оторвал голову».
На том и порешили.