Дибров хочет показать по ТВ высокие ценности.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
– Дмитрий, с чем связано ваше столь длительное отсутствие в эфире?
═
– Готовил новый проект «Я готов на все», который занял 7 месяцев работы, 7 месяцев тяжелейшей подготовки. Надо было дать объявление в газету, собрать тысячу людей со всех концов страны, готовых на все, затем с ними работали два месяца психологи из Института общей психологии Академии наук, чтобы отобрать сначала 500, а в конечном итоге – 16 участников. А потом почти полгода надо было ездить по всему миру, снимать сюжеты, монтировать и т.д.
═
– Это ваш авторский проект?
═
– Нет, сам проект найден и выпестован в течение года генеральным продюсером ВГТРК Сергеем Шумаковым вкупе с продюсером проекта Андреем Челядиновым. Я же был приглашен поучаствовать на общих основаниях в кастинге ведущих, и мне никто не делал эксклюзивного предложения. У нас на телевидении довольно жестокий закон – ты так хорош, как твой последний фильм. Никакие мои академические регалии, никакие заслуги перед телевизионным богом не брались в расчет. При этом я видел в глазах коллег некоторое сомнение – сможет ли он составить конкуренцию молодым? Мне было и самому интересно, какова моя реальная, рыночная ликвидность. И большая честь для меня, что из числа других достойных ведущих почему-то выбор пал именно на меня. Надо сказать, что когда я шел на кастинг ведущих программы «О, счастливчик!» в 1998 году, то делал это только по приказу генерального продюсера НТВ, поскольку никогда не ходил ни на одну развлекательную телепередачу – даже в качестве гостя.
═
– Почему же согласились на этот раз? Снова обязали в приказном порядке?
═
– Я понял, что передо мной грандиозный современный, динамичный и при этом все еще пока духовный проект. Это такая редкость, чтобы проект одновременно и отвечал бы всем требованиям современного избалованного динамичными экстремальными зрелищами зрителя, не считая это самоцелью, и при этом нес бы некоторую очень важную пропагандистскую поклажу.
═
– Что за пропагандистская поклажа?
═
– Я имею в виду проповедь света, доброты, самоотверженного отношения к человеку, способность поступать несообразно холодному разуму и корыстолюбию. Поступить опасно для себя, поступить бессмысленно, но, бог ты мой, как благородно, потому что во главу угла ставится только одно – счастливая улыбка на лице любимого человека. Должен заявить откровенно (хотя понимаю, что либо пора меня к главврачу больницы имени Кащенко отправить на консультацию с такими заявлениями, либо скорее всего меня заподозрят в какой-то особо изощренной форме хитрости), что абсолютно все создатели программы движимы только одним – мыслью, что мы делаем проповедническое дело. Мы хотим показать, что на телевидении есть место для высоких ценностей и совсем не обязательно уподобляться голодному животному, раздумывающему только о прибытке.
═
– Какова концепция программы? Червяков, как я понимаю, есть не заставляете?
═
– «Я готов на все» строится из пяти главных позиций, и если хоть какая-то из этих костяшек упадет – как в домино, рухнет вся конструкция. Во-первых, участник должен быть самым обыкновенным человеком, пришедшим по объявлению. Во-вторых, никакого монтажа или каскадеров – трюк должен быть сделан самим участником, потому, что мы хотим показать подвиг. Мне скажут: ну что за великий подвиг – прыгнуть, например, с моста с тарзанки? Да, но у этой прыгнувшей участницы – паническая боязнь высоты. В-третьих, тот, ради кого делается этот подвиг, не должен ни сном, ни духом знать, куда делась мама, или жена, или папа на те три дня, что идут съемки сюжета. Редакторы вместе с участником придумывают целый набор алиби. В-четвертых, после того, как человек совершил подвиг – не дай бог ему проговориться, хотя человека обычно распирает от гордости. После того, как участник снялся и ждет появления в студии (на это уходит обычно месяц), ему каждый день звонит редактор и вновь и вновь напоминает – «помните, вы дали обещание молчать». Иначе мы не получим в студии глаза мужа или жены, узнавших, что их близкий совершил ради них. Пока никто не проговорился. И в-пятых, эта программа специально рассчитана на то, чтобы показать нашему зрителю, что то, что вы не попали в число этих шестнадцати, совсем не означает, что вы не сможете сами сделать такую сказку для своего избранника.
═
– Но сказку из тысячи добровольцев выдержали только 16 человек.
═
– Дело вот в чем. В июле прошлого года было дано объявление в газете: «Кто хотел бы реализовать мечту ближнего, позвоните по такому-то телефону». Никакого упоминания о телевидении. Люди звонили со всех концов страны, и попадали в Институт общей психологии Академии наук России. Они предполагали, что участвуют в психологическом исследовании «Что сейчас нужно обществу». И их действительно анализировали психологи с тем, чтобы выяснить, а чего, собственно, эти люди затаенно более всего боятся.
═
– И чего же?
═
– Конечно, больше всего люди боятся высоты. Это биологически, наверное. Но тут интересней другое. После окончания съемок, все как один наши участники подходили и говорили, нам, создателям программы, что их жизнь разложилась на две части – до и после, не самой программы, но Поступка. И в этом, кстати, типологическое отличие передачи «Я готов на все» от всех остальных шоу, когда люди участвуют или из-за славы, или из-за денег. Нашим участникам слава не нужна, а деньги им не предлагаются. Они хотят, например, чтобы сын поехал в Испанию на матч с Зиданом или чтобы портрет жены написал Шилов. А еще для них оказывается важней, что не так страшно все то, чего они боялись. Они-то полагали до сих пор, что вся их жизнь давным-давно отмерена, уложена в прокрустово ложе хрущевской двухкомнатной квартиры. Оказывается, это не так, они способны на такое, что теперь, сидя в студии, не верят, что это совершили они. Кстати, может, нам не удается это акцентировать, но с точки зрения ремесла ведущего крайне важная позиция – это первая беседа, когда участник передачи только узнает, что ему предстоит сделать. Надо сказать, что зрители видят ее от силы минуту, а ведь она длится час, если не больше и когда я говорю с участником, велика опасность, что он откажется. И когда человек слышит, что именно то, чего он более всего боится, я и предлагаю ему сделать – тут мы берем его глаза крупным планом.
═
– Вы как-то страхуете игроков? Например, женщину, которая боялась плавать, вы заставили плавать среди акул...
═
– У нее – мы не могли этого показать – паническая водобоязнь. Вся семья, будучи в Сочи, купается в море, а она сидит на берегу, потому что ей кажется, что вода грязная и в ней чудища. В результате беседы мы ей сказали: «Да, там чудища, более того, вы их еще и увидите». У меня уже интересовались, не были акулы нашпигованы пилюлями? Не были, но позади камеры плыло четыре аквалангиста, готовых на все в случае чего. К тому же акул заблаговременно покормили.
═
– А если бы вам самому довелось быть участником передачи, что для вас было бы сделать затруднительно?
═
– Посмотрите следующую программу. Во-первых, она даст отчет, что бы я сделал, если бы оказался на месте участника. А во-вторых, я уже совершал бессмысленные, но продиктованные бескорыстностью, неверно понятые поступки. Например, как по-вашему – отдать самую лучшую программу на свете только из благородства, чтобы не стать предателем?
═
– Это вы имеете в виду программу «О, счастливчик!» (НТВ), которая перешла к Максиму Галкину под названием «Как стать миллионером?» (Первый канал)?
═
– Да, именно ее. Разве это не подвиг, разве я не готов на все?
═
– Дмитрий, как вы оцениваете тенденцию, что телевидение становится все более и более развлекательным?
═
– Сегодняшнее развлекательное телевидение – высокобюджетное, и это очень хорошо. Наш народ привыкает к качеству. С другой стороны, сегодня развлекательное телевидение – совершенно бессодержательно, бездуховно, ибо форма есть само его содержание. Но так было всегда, на 80% культурной чешуи приходилось 20% содержательного культурного продукта. Не волнуйтесь, во времена Гоголя – было так же. Что же касается тенденций, то вот смотрите – есть «Жди меня», «Я готов на все» и скоро появится программа Андрюши Разбаша, где люди не за деньги, без подставных актеров будут по-настоящему каяться в своих проступках по отношению к близким. Послушайте, а может, это тенденция? Может быть, кончилась эпоха программы «Окна», когда нанятые актеры разыгрывали идиотские скетчи, построенные на узости сексуальных представлений советского человека? А может быть, сегодня просто маятник качнулся? Вспомните: во времена Владика Листьева, благодаря программе «Взгляд», все кинулись делать мировоззренческие, публицистические программы. И в разгар этой моды Владик делает «Игру». Все недоумевают – что ж такое, тенденция сейчас – политика? Что вы думаете? Буквально через полгода игры заполоняют весь эфир. А Владик тем временем делает «Тему» и «Час пик». И все качнулись в другую сторону. Телевидение развивается по синусоиде, по спирали. Посмотрите рейтинги программы. «Я готов на все» стоит в самом страшном месте, когда в это время на других каналах идут премьеры и дорогие голливудские боевики. Как вы думаете, легко ли получить столько же рейтинга, сколько и Пирс Броснан в премьере «Признаки привлекательности»? Значит, люди начинают испытывать потребность в программах, посвященных человеческому ядру в человеке.
═
– На государственном канале «Россия» помимо вашей программы выходят еще и «Аншлаг», «Кривое зеркало», «Городок». Все больше развлечений, и все меньше пищи для размышлений.
═
– Это больше–меньше – градации, которые могут подвергаться числительному исчислению. Квантификации, как говорят менеджеры. Да, есть «Аншлаг», «Городок», «Кривое зеркало», но есть и «Зеркало», «Вести недели», «Специальный корреспондент». Посмотрите на творческий почерк Валерия Тодоровского – человека, который отвечает за собственное кинопроизводство на канале. Вы где-нибудь и когда-нибудь видели, чтобы самоубийственный шаг по экранизации классики из школьной программы – «Идиота» – был бы сделан с таким умом, с таким прилежанием к форме и одновременно выполнил бы две задачи: взял чертов рейтинг, победив все на свете, а с другой стороны, положил бы вполне заслуженный венок к подножию памятника Достоевскому?
═
– Однако согласно тем рейтингам, с большим отрывом лидирует «Кривое зеркало» Петросяна.
═
– Нам, телевизионщикам, публика приписывает сверхъестественную власть над умами. Это и так, и не так. Действительно, мы можем больше, чем, скажем коллеги из газет или других СМИ в смысле узнавания, знакомств, а стало быть, и влияния. Но с другой стороны, мы до смешного рабски зависимы от публики, причем не от нее даже, а от штукенции, которая не больше сигаретной пачки, – переключателя каналов. Опс – и нас уже нет, со всем нашим могуществом и напыщенным самомнением. Нас убить – одно нажатие кнопки. А раз так, то да, рейтинг управляет нами, но не всегда и не в случае со всеми каналами. Может быть, ВГТРК оттого и государственный, что Добродеев позволяет себе не всегда смотреть на рейтинг, полагая, что на свете есть еще более высокие цели, по крайней мере, у государственных телеканалов.
═
– Не хотели ли бы вы сделать что-то еще с Андреем Кнышевым – автором уже легендарной программы «Веселые ребята»? Или он окончательно не востребован на нынешнем телевидении?
═
– Надо сказать, что это очень хороший вопрос, потому что Андрей Кнышев всегда будет честью, умом и совестью нашего телевидения. Таким был только Ираклий Андронников. К сожалению, идеи Андрея настолько сложны, а метафоры, которые роятся в этой гениальной голове, требуют таких средств и времени, что ни у кого не хватает усилий дождаться результата. Но Кнышев незримо присутствует, виден в каждом поступке нас всех – в Парфенове, в нас с Андрюшей Столяровым, Саше Акопове, Леше Лысенкове.