Всеволод Вильчек, социолог
1. Лучших программ за этот период не назову, потому что наперед всех и все перекрыла замечательная работа Леонида Парфенова «Частный Рубенс за сто миллионов» (Первый канал), показанная 7 февраля. Рейтинг в Москве – 10%, доля аудитории в России – 25%, то есть фильм посмотрели 5 миллионов зрителей. Парфенов еще раз доказал, что великое искусство – я имею в виду его работу, а не Рубенса – и за пределами резервации под названием канал «Культура» вызывает интерес зрителя. Как оказалось, людей можно привлечь не только трупами и безумной попсой. Молодец, Леонид!
2. Идущее на всех каналах реалити-шоу с условным названием «Властная вертикаль». Когда президент Путин прямо перед камерой, заботясь о народе, находит решение важнейших проблем. Исполнение – отличное, массовка подыгрывает прекрасно, но какая убогость драматургии... Используется один прием: заранее занижается планка, например, сумм доплат, чтобы президент на глазах у всех поправил нерадивых министров. Неужели нельзя напрячь фантазию, позаботиться о более интересных ходах?..
3. Поэтесса Татьяна Бек, светлая ей память.
Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ
1. В «Школе злословия» (НТВ) хорош был Григорий Явлинский, откровенно и искренне отвечавший на все, в том числе и малоцивилизованные, вопросы ведущих. В их жанре беседы-допроса он показал себя удивительно порядочным человеком, слишком порядочным для политики ( возможно, именно по этой причине его в ней и преследуют неудачи). Безусловно, порадовало возвращение на экран Светланы Сорокиной с «Основным инстинктом» (Первый канал). Фильм о Черчилле «Молодой Уинстон» («Культура») стоило посмотреть. Из множества документальных фильмов лучшей была, пожалуй, английская лента «Николай и Александра» («Культура»). «Театральная летопись» («Культура») с уникальным Владимиром Зельдиным, которого я помню еще со своих студенческих лет и который по сю пору, в свои девяносто лет, находится в блестящей актерской форме.
2. Новостные программы Первого канала и канала «Россия», во всю прыть приближающиеся к советским стандартам.
3. Владимир Зельдин.
Наталья Иванова, литературный критик
1. Новая программа Ильи Колосова «Завтра, послезавтра... и все дни недели» (ТВЦ): разумный Сатаров, эмоциональный Болдырев и заочный Степашин были убедительнее гостей прочих аналитических программ. Кроме, пожалуй, невозмутимого Явлинского (НТВ, «Школа злословия»), который был равен самому себе.
2. Неприятное впечатление заказанной «джинсы» оставил фильм И.Шадхана «Партбилет №...» (ТВЦ). Или, может, заказан такой политический сериал – герои прошлых лет Политбюро ЦК КПСС?..
3. Татьяна Бек, которая читает свои стихи, сидя на качелях («Экология литературы», канал «Культура»): в России надо жить долго, но ей не удалось...
Михаил Любимов, писатель и экс-разведчик
1. Великолепный английский двухсерийный документальный фильм о последнем русском царе «Николай и Александра» («Культура»). «Пока все дома» (Первый канал) с Нонной Мордюковой – замечательной актрисой, чей калибр личности и цельность натуры вкупе с талантом завораживают и вызывают самую теплую симпатию. Настоящая классическая американская комедия «Поменяться местами» (СТС). Документальный фильм «17 мгновений славы» (Первый канал) – о Вячеславе Тихонове. Передача длиною в несколько серий, посвященная критическому анализу работы американской и советской разведок (канал «Дискавери»), – вот это уровень! В «Розыгрыше» (Первый канал) страшно понравились Роман Виктюк и умопомрачительное декольте ведущей Татьяны Арно.
2. Сериал «Стервы, или Cтранности любви» (НТВ) – примитив и пустышка. Но хорош в деле воспитания ненависти к новой русской буржуазии. Передача из цикла «Профессия – репортер» (НТВ) под названием «Рабы любви». Интересный материал, неинтересно и скороговоркой поданный.
3. На удивление молодцеватый в свои 90 Владимир Зельдин.