Татьяна Бек, поэт
1. Киномюзикл «Цирк», с годами ставший гениальным соцартом. Документальный сериал Би-би-си «Дневник большой кошки»: пристальная любовь к живой природе, нежной и хищной. «Библейский сюжет»: Тютчев сквозь евангельскую притчу о бесноватом – тонко выстроенная композиция на фоне почти полного отсутствия поэзии на TV. «Тем временем» Александра Архангельского – выпуск посвящен теме «Язык культуры и дети»: насущно и серьезно. (Всё – «Культура»).
2. Сериал «Усадьба» (НТВ) – бессмысленный, вялотекущий детектив про новых русских среднего звена, которые еще не богатые, но уже плачут. Раздражают персонажи «Музыкального серпантина» (ТВЦ), поющие песенки по принципу «сделайте нам красиво».
3. Академик Борис Раушенбах в документальной ленте «Другое небо» («Культура») – могучий интеллект, проницающий времена и бытийные слои, космос и культуру.
Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ
1. Опера Верди «Фальстаф». Повтор Нового года, в этот раз единственного смотрибельного из всех. Старая музыкальная лента «Рождение звезды» с Барброй Стрейзанд. «Новости культуры» с Флярковским. (Всё – «Культура»). Довольно приличными были «Вести недели» («Россия») с Брилевым, стоило посмотреть и «Неделю с Марианной Максимовской» (REN TV). Канал «Россия» делает очень интересную документалистику, и, конечно, это надо смотреть. Похвалю и передачу «Михаил Козаков. Играем Шекспира» (ТВЦ).
2. Посредственный фильм «Мулен Руж» (Первый канал).
3. Антиперсон полно, персонифицировать не буду: все и так знают их имена. А вот персоны не вижу...
Наталья Иванова, зам. главного редактора журнала «Знамя»
1. Ястребы, обезьяны и прочие животные выигрывают у людей – я о чудесном английском сериале «Наедине с природой» («Культура»). История с географией интереснее вымысла: «Потерянные сокровища Тибета» (Первый канал). Классика Диснея («Микки-Маус и его друзья», Первый канал) опережает на много световых лет современные мультфильмы. Из «нашего» отмечу документальный сериал «Тринадцать плюс» («Культура»), серии об одном из самых удивительных людей ХХ века – Петре Капице. И, конечно, пророческий фильм Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» («Культура») о наступающей эре бесчувствия.
2. Слишком робкими ручейками просачивалась на ТВ правда о том, что происходит в обществе: репортажи с улиц, запруженных оскорбленными пенсионерами. ТВ-картинка отличается от реальности с собаками и ОМОНом, милиционерами, стоящими через полметра вдоль Ленинградского шоссе. Повтор новогодних передач – без комментариев. Скажу только, что появились совсем новые русские бабки, не похожие на юмористических телевизионных – гораздо более серьезные.
3. Персона – режиссер Вадим Абдрашитов. Антиперсона – Фрадков со товарищи.
Михаил Любимов, писатель и экс-разведчик
1. «Лев Рохлин. Исповедь генерала» (ТВЦ) – честное слово о первой чеченской войне, светлая память Рохлину. Изысканный сериал «Винтовая лестница» (НТВ) не уступает английским детективам, а то и дает фору. Уже не говоря о том, что главную роль в нем играет замечательная Инна Чурикова. Документальный фильм «Любить Гитлера. Смертельный полет Гесса» («Россия») удачен и информативен. Еще – хорошая советская комедия «Мой нежно любимый детектив». На «Культуре»: повтор «Нового года», выгодно отличающегося от прочих; блестящая постановка оперы Верди «Фальстаф» в «Ковент-гарден»; передача из цикла «Великие романы ХХ века» о Чарли Чаплине и Уне О’Нил. Фильм Пичула «Четвертая мировая война. Шахиды» (НТВ) переоценивать бы не стал, но акцент на проблему суицидального терроризма интересен.
2. Сериал «Ландыш серебристый» (НТВ) – пустоватая комедия, в шоу-бизнесе, думаю, все гораздо круче и страшней. «Старый Новый год на Первом» не ругает только ленивый. «Мулен Руж» (Первый канал) – клиповая пустышка, несмотря на великолепную Николь Кидман.
3. Чарли Чаплин.