Украинские тележурналисты требуют от власти не вмешиваться в их работу.
Фото Reuters
Кто есть ху
═
Информационная и редакционная политика всех национальных телеканалов до недавнего времени была полностью подконтрольна администрации президента, которую возглавляет Виктор Медведчук – один из самых видных представителей Социал-демократической партии Украины (объединенной), члены и «активисты» которой имеют самый мощный телевизионный пакет, в совокупности контролируя шесть крупнейших украинских телеканалов: УТ-1 (Первый национальный), «Студия 1+1», «Интер», а также ICTV, СТБ и «Новый канал». Состояние Медведчука польский еженедельник Wprost оценивает в 400 млн. долларов.
«Студия 1+1» – крупнейший частный общественно-политический телеканал Украины, покрывающий 95% ее территории. Инвестором (но не учредителем) «1+1» была и остается американская компания СМЕ (Central European Media Enterprises Ltd.). В этой же роли СМЕ представлена на рынке СМИ Словакии, Словении, Румынии. СМЕ владеет 30% акций канала (согласно законодательству Украины, иностранному инвестору не может принадлежать более 30% акций), 70% принадлежат основателю и владельцу «1+1» генеральному директору и генпродюсеру Александру Роднянскому (он же – генеральный директор российского канала СТС).
«1+1» популярен во всех регионах страны. Доля канала на рынке составляет приблизительно треть, а по целевой аудитории (в основном это зрители в возрасте до 45 лет) достигает 35%. «1+1» ведет вещание с 7 до 10 утра и с 14 до 2 часов ночи в течение всей недели. Объем собственного производства «1+1» является самым значительным на Украине. Кроме этого активно участвует в ряде совместных проектов с ведущими российскими каналами. В частности, совместно с Первым каналом участвовал в создании "Старых песен о главном-3" и неоднократно проводил украинско-российские телемосты.
Телеканал "Интер" (Украинская независимая телекорпорация) – еще один частный телеканал, охватывающий не менее 85% телеаудитории. Большой популярностью пользуются развлекательные программы, в частности, передачи российского Первого канала, поскольку именно "Интер" имеет эксклюзивное право на ретрансляцию передач Первого канала на территории Украины. Благо, руководство Первого канала является одним из учредителей «Интера», правда, с совещательным голосом. Канал популярен во всех регионах страны. Почетным президентом канала является председатель комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации, лидер фракции СДПУ(о) Александр Зинченко.
ICTV– International Commercial Television (международное коммерческое телевидение) одна из первых коммерческих телекомпаний Украины. Начинала в свое время с демонстрации переведенных на украинский язык программ британского канала Super Channel. Канал многократно менял редакционную политику и в настоящее время считается по большей части развлекательным. Наряду с СТБ и «Новым каналом» входит в медиагруппу зятя президента Украины, депутата парламента и влиятельного бизнесмена Виктора Пинчука (по данным Wprost, его состояние – 1,5 млрд. долларов). Имеет собственное производство. Наибольшую популярность (12%) ICTV завоевал в центре страны, в то время как на востоке и юге она меньше в три раза и составляет лишь 4%. Качественный рывок, удавшийся телеканалу ICTV, эксперты объясняют, в частности, тем, что Виктор Пинчук сразу же пригласил на работу известных российских телеведущих – Владислава Флярковского и Дмитрия Киселева. Первый работал в качестве ведущего новостей только полгода, а затем вернулся в Россию, успев за это время в несколько раз повысить рейтинг телеканала. Второй до сих пор успешно работает на Украине – в прошлом году программа Киселева на ICTV была признана лучшей программой новостей на Украине. По данным «НГ», получает около 30 тысяч долларов ежемесячно, что позволяет ему содержать четырех личных лошадей.
"Новый канал", который позиционируется как канал семейный, более популярен на юге и чуть меньше – в центре Украины. Следует отметить, что в основном он набирает рейтинг за счет кинофильмов, поскольку его собственные передачи пока слабы.
СТБ – канал развлекательный, главными «фишками» которого стали общенациональный чемпионат по стриптизу и тээнтэшные реалити-шоу «Дом», «Голод», а также скандальная программа «Запретная зона» (самая рейтинговая за всю историю канала).
УТ-1 – государственный канал с бюджетным финансированием. Вещает практически на всей территории Украины (98%), однако его популярность в центре и на западе Украины в два раза выше, чем на востоке и юге. На УТ-1 рано утром и поздно вечером вещает также телеканал "Эра", контролируемый депутатом Верховной Рады и по совместительству председателем художественного совета телекомпании Андреем Деркачом, сыном бывшего шефа службы безопасности Украины Леонида Деркача.
В январе этого года влиятельным игроком на рынке массмедиа стала телерадиокомпания «Украина» (Донецк), которой Национальный совет по телевидению и радиовещанию выдал лицензию на вещание в 27 городах страны. 59,36% акций телекомпании, по данным Украинского агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, принадлежит сталелитейной компании System Capital Management, владельцем которой является президент футбольного клуба «Шахтер» и друг Виктора Януковича, донецкий бизнесмен Ринат Ахмедов. Его состояние Wprost оценивает в 1,9 млрд. долларов, ставя на 8-е место среди 50 богатейших людей Восточной Европы.
В Крыму действуют два основных местных телеканала: ГТРК "Крым" (учредитель – Гостелерадио Украины) и ТРК "Черноморка" (учредитель – «БС-холдинг»).
До недавнего времени оппозиционным можно было назвать только украиноязычный «Пятый канал», созданный на деньги соратника Виктора Ющенко, Петра Порошенко (народного депутата, совладельца концерна "Укрпроминвест", в который входят четыре кондитерские фабрики на Украине, а также владельца липецкой фабрики "Ликонф").
Российские телеканалы с конца 2003 года распространяются на Украине в основном посредством компании «Воля-кабель» в коммерческом платном пакете "Воля-Премиум ТВ" в цифровом формате. Наблюдатели полагают, что это произошло после того, как Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины потребовал транслировать в аналоговом социальном кабельном телевидении только те иностранные каналы, которые не требуют отчислений за право показа своих программ.
═
Под знаком «темников»
═
По данным мониторинга телевизионных новостей, который проводился Академией украинской прессы совместно с Институтом социологии Национальной академии наук (при финансовой поддержке международного фонда "Возрождение", миссии ОБСЕ на Украине и посольства США), на ведущих телеканалах с июля по ноябрь 2004 года, даже в разгар предвыборной кампании, новости подавались с одной политической точки зрения – официальной.
В июле–октябре 90% во всех сообщениях об Украине политические события представлялись как безальтернативные. В ноябре этот показатель снизился до 86%. Доля политических новостей в Украине, которые подавались с одной политической перспективы, варьировалась в среднем за период кампании от 92–94% на каналах УТ-1, ТРК «Украина», до 78% – на СТБ. Самый сбалансированный взгляд на политические события пытался подавать «Пятый канал» (62% односторонних политических новостей в среднем за период кампании, 66% – в ноябре). Контекст обсуждения событий четыре месяца предвыборной кампании остается преимущественно позитивным и нейтральным (63% в ноябре).
Электронные и печатные СМИ за весь период наблюдения (за исключением двух последних месяцев) существенно смещали внимание в сторону одного кандидата – Виктора Януковича. В сообщениях в августе и сентябре он упоминается вдвое чаще Виктора Ющенко (20–23% сообщений против 10–11% сообщений), а последний – в два раза чаще Александра Мороза и Петра Симоненко (4–5% и 4% соответственно). В октябре внимание к участникам второго тура президентских выборов почти равное: Виктор Янукович упоминается в 41% сообщений, Виктор Ющенко – в 38%. В то же время другие политические деятели высказывались в поддержку Виктора Януковича в 52% сообщений, а в поддержку Виктора Ющенко только в 38%.
Дисбаланс в представлении основных кандидатов усиливался распределением синхрона на телевидении, где бесспорное преимущество было у Виктора Януковича. Так, если в первую неделю октября синхрон премьер-министра Украины в новостных программах был втрое больше, чем Виктора Ющенко (1514 секунд против 445 секунд), то в первую неделю ноября уже в четыре раза (1884 секунды против 447 секунд). В частности, эксперты подсчитали, что на канале "Интер" синхрон Виктора Ющенко был меньше в шесть раз синхрона Виктора Януковича, а на ТРК «Украина» – в 19 раз.
Очевидно, что руководители практически всех каналов руководствовались в своей работе так называемыми «темниками», то есть подробными инструкциями, подготовленными в администрации президента Украины, в которых телевизионщикам расписывалось, у кого из политиков можно и нужно брать комментарий, а кого нельзя и подпускать к телекамере. Автором «темников» одни аналитики считают руководителя Главного информационного управления администрации президента Украины Сергея Васильева – бывшего директора ТРК «Альтернатива», другие – российского политтехнолога Марата Гельмана. В администрации же президента само существование «темников» категорически отрицается.
═
Информационный прорыв
═
Первой на сторону оппозиции незадолго до выборов неожиданно перешла телекомпания "Эра", которая ранее соблюдала информационный нейтралитет. Именно из студии этого канала в эфире неоднократно выступали Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко в тот момент, когда доступ на другие каналы им был закрыт.
Накануне первого тура выборов ведущие на "1+1" стали появляться в студии в оранжевой одежде (кофтах, костюмах, галстуках). А 28 октября семь журналистов "1+1" заявили, что больше не могут дезинформировать общество, и уволились. 22 ноября из эфира "1+1" новостные выпуски просто исчезли: журналисты отказались работать по "темникам". Вместо них три дня ситуацию в стране пришлось освещать шеф-редактору службы новостей.
Несколько дней на "Интере" и "1+1" прямые репортажи из штаба Виктора Януковича вел один и тот же корреспондент. 25 ноября он тоже покинул эфир, заявив, что уволился с телеканала "Интер", так как, по его словам, "выглядел полным идиотом, как штрейкбрехер".
К нему присоединились коллеги по каналу. 12 журналистов «Интера» выступили на майдане Незалежности, пообещав, что впредь эфир будет объективным. Причем сделали они это, получив «добро» от продюсера канала. Как заявил в интервью «НГ» соратник Медведчука по СДПУ (о) и шеф-редактор информационно-аналитической службы канала Алексей Мустафин: «Я бы не советовал политикам надеяться на то, что люди, которые стоят на майдане, простудятся, заболеют и разойдутся по домам. Они же в большинстве не Ющенко пришли поддерживать. Они уверены в том, что их выбор проигнорировали».
24 ноября на Первом национальном в выпуске новостей программы «Вiстi», как обычно посвященном победе Виктора Януковича, сурдопереводчица УТ-1 Наталья Дмитрук проигнорировала текст основной ведущей Татьяны Кравченко об итогах выборов, оглашенных украинским Центризбиркомом. Вместо него Дмитрук сообщила глухим зрителям следующее: «Результаты ЦИКа являются сфальсифицированными. Не верьте. Наш президент – Ющенко. Мне очень досадно, что до этого приходилось переводить неправду. Больше я этого не буду делать. Не знаю, увидимся ли».
А 25 ноября власть окончательно потеряла контроль над "1+1". В этот день новости вернулись на канал, начавшись с официального заявления совладельца "1+1" Александра Роднянского, спешно прилетевшего из Москвы в Киев, который заявил, что «мы осознаем свою ответственность за предвзятую информацию, которую распространял канал под давлением и по директивам разных политических сил. С сегодняшнего дня за содержание информационного продукта будут отвечать только коллектив и менеджмент «1+1».
Таким образом, в настоящий момент ситуация на украинском телевидении сильно изменилась – и не в пользу власти, у которой, по сути, осталась только телерадиокомпания «Украина», журналисты которой обвинили блок «Наша Украина» в инициировании установления цензуры на донецком телеканале.
По мнению независимого украинского журналиста Алексея Науменко, говорить о необратимости телевизионной революции нельзя, однако «очевидно, что в России подобный прецедент невозможен».