Они создали тамбовский 'Мужской клуб'.
Фото автора
Среднерусский город Тамбов с населением в 298 тысяч человек удивляет окружающих с самого дня основания, а именно с 1636 года. Поначалу город звался Товбов (от названия крепости на реке Липовица), потом переименовался в Томбов ("томбо" - омут в переводе с мокшанского. Жили в тех местах когда-то и такие народности). И только с 1788 года город получил теперешнее название. И почти тогда же герб: улей и три пчелы на небесно-голубом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла.
То, что народ в Тамбове живет очень трудолюбивый, убедилась, познакомившись с телевизионными журналистами с канала ГТРК "Тамбов". Ребята, придумавшие развлекательную программу "Мужской клуб", стали финалистами престижного зонального телевизионного конкурса "ТЭФИ-регион" в 2003 году, который проходил в Сочи. Их 7 человек. Все - коренные тамбовчане. Возраст - от 28 до 32 лет. Безусловный лидер команды - Алексей Товма, он же главный сценарист, режиссер, дирижер, продюсер, беспощадный критик и пр.
Наш разговор начал сам Алексей Товма. И начал с наскока:
- Мало кто в столице понимает особенности регионального телевидения. В региональных компаниях работают немало талантливых людей и огромное количество бездарных. Причем последние чувствуют себя гораздо лучше первых. На телевидение приглашается "говорящая голова" (скажем, большого босса), которая в течение получаса невнятно что-то лопочет. Эту программу смотрят только те, кто ее делает (куда же денешься), а также родственники и подчиненные большого босса. Что касается остальных зрителей, почему-то о них никто не вспоминает. Наша программа - это попытка убрать такие тоскливые сюжеты. Мы хотели, чтобы зритель не только слушал телевизор как радио, но и с интересом следил за происходящим на экране.
Они, как подчеркнул Алексей, своего рода многостаночники. Это еще одна особенность регионального ТВ, где каждый делает все, что может, причем в свободное от основной работы время.
- Ни о каких творческих группах, работающих только на одной программе, у нас и не подозревают. Еще один парадокс состоит в том, что, находя интересные сюжеты для программы, мы получаем пинки от рекламного агентства, которое требует, чтобы мы брали за них деньги, а это, как вы понимаете, уже не наша работа. Основной принцип: программа должна делаться ровно столько, сколько она идет, - добавляет бескомпромиссный Товма.
Ребята из команды работают на телевидении около двух лет. Алексей - старожил - он в тележурналистике полные три года.
- В провинции гораздо легче "плыть по течению", создавая краеведческие программы, рассказывать о почетных жителях города, ударниках производства. Мы хотели уйти от местечковости и сделать "Мужской клуб" интересным для любого зрителя, где бы он ни жил и чем бы ни занимался, - вступает в разговор ведущий программы "Мужской клуб" Игорь Корнейков. - В области соперников не видно. А на ТЭФИ в номинации "Развлекательная программа" конкурентов было 14.
О чем "Мужской клуб" рассказывает своему зрителю? Сюжеты - один интереснее другого. Так считает и главный редактор ГТРК "Тамбов" Александр Агукин:
- Конечно, это очень тяжелый проект. У ребят огромное количество съемок, причем никто их не подменял на основных заданиях. Мы все от души смеялись, когда смотрели сюжет о любителях погружения (свой дайвинг-клуб работает в одном из бассейнов города). А попробуйте весело и живо рассказать о таком чисто мужском увлечении, как бильярд. Отдельный сюжет о соревновании по прыжкам в длину среди мобильных телефонов. К сожалению, он не вошел в программу, которую демонстрировали на зональном телевизионном конкурсе.
Какова зрительская аудитория "Мужского клуба"? Выяснилось, что местный канал охватывает около 900 тыс. обитателей региона (все население Тамбовщины - 1 млн. 200 тыс. человек). Как отметил Александр Агукин, в настоящее время идет разработка проекта по запуску собственного канала. При благополучном раскладе собственный канал тамбовчане увидят через 5-7 месяцев.
Сегодня на ГТРК "Тамбов" работают 12 журналистов, 5 операторов и 7 режиссеров. Проблем с кадрами не ощущается, поскольку в Тамбове есть 2 университета - гуманитарный и технический. Выпускники этих университетов и оседают последние 2-3 года на ГТРК "Тамбов".
Какие деньги получают ребята, создавшие "Мужской клуб"? Около 7 тыс. рублей в месяц. Плюс премия. Ежемесячная. Информационный коммерческий сюжет (2-минутный) оценивается на ГТРК "Тамбов" в 7 тыс. 900 рублей.
- Нам бы хотелось еще о многом рассказать, - заканчивает тему Алексей Товма. - Но я думаю, что это вряд ли произойдет в Тамбове. Мы попробуем показать свою программу на центральных каналах. Возможно, нам улыбнется удача. Хочу назвать фамилии всех ребят, которые работали над этой программой: Игорь Корнейков, Алексей Васильев, Григорий Лукьяненко, Евгений Митрушкин, Олег Шумилин, Игорь Чеханов и я, Алексей Товма.
Тамбов-Москва