Политрекламу во время выборов можно встретить и на улицах города.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Уже две недели прошло с тех пор, как на просторах РФ началась предвыборная кампания. По обыкновению в СМИ развернулась агитация за будущих избранников в Госдуму. Наиболее влиятельным механизмом в манипуляции общественным сознанием является телевидение. Даже тот зритель, который не интересуется политикой, не мог не заметить, что на федеральных каналах показывают дебаты с участием представителей партий, избирательных блоков и их рекламные ролики. О теледебатах "НГ" уже писала в прошлом номере, теперь поговорим о рекламных агитках партий.
Вот глазам телезрителя предстает картинка - молодой человек заходит в автобус, уступает место девушке, а та, в свою очередь, пожилому мужчине. Голос за кадром говорит: "Люди могут поступать правильно. Мы верим. А вы?" Это объединенная российская партия "Русь". Следом идет довольно длинный (1 минута) ролик блока "Родина". Лидер блока Сергей Глазьев сообщает, что "Родина" - единственная политическая сила, способная взять ответственность на себя. Затем показывают "генерала Варенникова - знаменосца Победы", как гласит рекламный ролик, с цветами на фоне церкви - это еще один представитель блока. А также Виктора Геращенко - "ему верят во всем мире", Сергея Батурина, который "выступил против развала СССР в 1991 году и не изменил своим принципам" и "бескомпромиссного борца за права русских людей" Дмитрия Рогозина. В качестве музыкального сопровождения - популярная песня группы "Любэ" "Давай за". И вдруг с трибуны кричит Жириновский, что надо арестовывать участников внешнеэкономической деятельности, "и наших банкиров - всех до одного, это все жулье! Это наши чиновники - 2 миллиона, тоже жулье!" А потом целая история от # 19 в избирательном бюллетене. Молодой человек в избирательном участке ставит галочку напротив номера 19, опускает бюллетень в урну и... Его благодарит идущий навстречу пенсионер, далее лозунг - "Пенсионерам - пенсию выше прожиточного минимума!" "Спасибо, молодец! - говорит воспитательница детского сада, - врачам и учителям - минимальную ставку 6 тысяч рублей!" Также очень признательна ему бригада "Скорой помощи" и люди, въезжающие в квартиру, - "молодым семьям - беспроцентный кредит на квартиру!". Вот и думаешь, как все эти люди узнали о том, какой выбор сделал молодой человек из рекламного ролика? А кого-то сама мысль о том, что после голосования тебя, как обещает ролик, будут осаждать незнакомцы, и вовсе может отпугнуть от такого выбора.
Потом короткий сюжет от "Единой России": молодая пара сообщает о том, что взяла кредит в банке и купила стиральную машину и мебель. Все объясняет информация о том, что за 2003 год выдано потребительских кредитов на 169 млрд. рублей. Ролик заканчивается надписью: "Вместе с президентом. Выбирай "Единую Россию", # 20". Затем с экрана на нас смотрит мужчина и нам советуют посмотреть на Русь, "на Руси будет справедливость. Владимир Медведев" - говорят нам. Потом снова Жириновский, и опять "Единая Россия".
Все вышеперечисленное уместилось в одном рекламном блоке. Чтобы телезритель-избиратель не растерялся в потоке информации, многие ролики сообщают немаловажную деталь - номер, за который нужно голосовать в избирательном бюллетене. Кроме того, облегчить выбор избирателю может присутствие в роликах узнаваемых политических фигур, но это наблюдается далеко не всегда. Например, можно увидеть и такое: на красном фоне желтыми буквами написано: "За Русь святую". И непонятно кому принадлежащий мужской голос в течение полутора минут обещает, придя в Госдуму "...осуществлять нравственную цензуру на ТВ и СМИ, защищать наших детей от растления и разврата сексменьшинств".
На Первом канале во время теледебатов представители партий непосредственно перед выступлением предоставляют вниманию избирателей свою рекламу. По словам директора дирекции общественно-политических программ Первого канала Юрия Никифорова, у них показываются ролики всех зарегистрированных участников выборов без исключения. Некоторые, сомневающиеся в том, что смогут преодолеть 2-процентный барьер, из финансовых соображений отказываются от столь дорогостоящей затеи. Однако Юрий Никифоров отметил, что от проката ролика на Первом отказалась лишь одна партия. На телеканале "Россия" все политические ролики во время теледебатов идут единым блоком. Составляет эти блоки руководитель программы "Выборы-2003" Вера Кричевская. Руководитель по связям с общественностью телеканала "Россия" Виктория Арутюнова рассказала "НГ", что на "второй кнопке" решили ставить ролики в той последовательности, в какой партии и блоки стоят в избирательном бюллетене. На ТВЦ, как и на Первом канале, партреклама предваряет выступление участника дебатов от этой партии. Кроме того, по словам представителя коммерческой дирекции Юрия Шамарина, сейчас на ТВЦ за деньги показывают ролики "Единой России" и ведутся переговоры еще с пятью участниками выборного процесса.