0
4625
Газета Телевидение Интернет-версия

19.09.2003 00:00:00

Телеканал неширокого потребления

Тэги: телевидение, культура, тэфи, пономарев


телевидение, культура, тэфи, пономарев Гендиректор канала 'Культура' Александр Пономарев работает по принципу: лучше меньше, да лучше.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

- Александр Сергеевич, в этом году от канала "Культура" просто невероятное количество соискателей на приз ТЭФИ попало в финал. С чем связана такая популярность, вы подали в этом году больше заявок?

- Мы подали достаточно много заявок, но они в основном касались профильных номинаций. Это документальное кино, просветительские программы. Но заявки были не только от нас. Много передач, которые показывает наш канал, выдвинули в том числе и производители. Не могу сказать, что мы предприняли какие-то особые усилия. Что касается выбора финалистов, то это воля академиков. Я это говорю, так как сам участвовал в работе секции "Просветительские и публицистические программы".

- Насколько, на ваш взгляд, оправданно выдвижение в одной номинации "Ведущий информационной программы" Владислава Флярковского с "Новостями культуры", Михаила Антонова с "Вестями" и Андрея Норкина с программой "Сейчас в России"?

- По поводу номинаций это вообще больной вопрос. На общем собрании академии очередной раз завязалась дискуссия на эту тему. Говорилось о том, что номинации слишком обобщенные. В силу того, что количество номинаций невелико, в них попадают настолько разные работы, что их очень трудно сравнивать. Владимир Познер, например, говорил, что на аналогичной американской премии "Эмми" номинаций больше четырехсот и они распределены по пяти церемониям. А у нас вместе со спецпризами и призом за выдающийся вклад всего 33 номинации. Конечно, если говорить об информационных программах, то, наверное, правильнее было бы сравнивать отдельно новости общеполитические и новости специализированных каналов. Тем более что специализированные каналы уже есть. Например, новости спорта на спортивных каналах - их два, в Москве по крайней мере. Новости музыкальных каналов - их тоже как минимум два. Мы, конечно, канал специализированный. Я отдаю себе отчет в том, что программы "Время", "Сегодня", "Вести" и новости на нашем канале трудно сравнивать. Это относится и к ведущим. Поэтому тот факт, что мы с "Новостями культуры" вошли в число финалистов наряду с программами "Время" и "Страна и мир", как раз и есть результат недостаточного количества номинаций. А совершенно безусловные фавориты "Вести" почему-то оказались за пределами тройки финалистов. Но это издержки отбора.

- От вас столько соискателей, вы на какое количество призов рассчитываете?

- Я не считаю, что для нас будет существенным показателем количество выигранных статуэток. Мне кажется, что более важно для нас в этой ситуации попасть в число финалистов. Опять же потому, что мы все-таки канал специализированный. А что касается самого выбора... Можно привести немало примеров, когда технические возможности скромные и аудитория в силу разных причин невелика, а передача производит глубочайшее впечатление. Или наоборот, передачу смотрит и слушает вся страна, а с точки зрения коллег по профессии - это не очень серьезная работа.

- А вас не смущает, что, несмотря на признание профессионализма, по рейтингам вы не входите даже в пятерку основных каналов-лидеров?

- Нет, потому что мы специализированный канал. А такой канал редко является очень рейтинговым, поскольку такие каналы рассчитаны на специальную публику, которой по определению меньше, чем вообще зрителей. И это не только наша российская ситуация. Это одна сторона вопроса. А другая - это существующая система телеизмерений в целом. И это тоже не только российская ситуация. Система телеизмерений рассчитана на то, чтобы все-таки выяснить, сколько человек сидит у телевизора и насколько эффективно размещение рекламного продукта. Выборка аудитории составляется в расчете на то, чтобы дать наиболее полное представление о народонаселении, смотрящем телевизор, а публика, которая интересует нас - с более высоким уровнем образования, более погруженная в культуру, занимает достаточно скромное место в такой выборке.

- Вам же не все равно какая аудитория у канала?

- Конечно, мы канал об интеллигенции и для интеллигенции. Я рассматриваю общие рейтинги как тенденцию, но, к сожалению, это не инструмент в нашей работе. Специализированный канал должен отдельно изучать свою специализированную аудиторию.

- Но они правдивы?

- На сегодняшний день нет оснований так уж сильно ставить их под сомнение, но, с моей точки зрения, существующих датчиков явно недостаточно и систему телеизмерений нужно развивать. Я совершенно уверен, что наш канал смотрит большее количество зрителей. Но не это для нас главное. Зачем нам мерить публику, которая вообще не проявляет интереса к искусству, культуре?

- У вас 29 сентября стартует новая телевизионная сетка, чем она будет принципиально отличаться от нынешней?

- Мы, чуть опережая общий старт, 1 сентября открыли новую линейку, которая называется "Плоды просвещения". Безусловно, у нас изменится оформление канала - цветовое, графическое и студийное, но оно не будет радикально новым. Все делает прежний дизайнер, поэтому преемственность сохранится. Ну и, на мой взгляд, в вещании в новом сезоне будет больше логики. Мы будем пытаться дать более последовательное представление о процессах и направлениях в культуре и искусстве. Это проявится, в частности, в кинопоказе. Мы избрали принцип ретроспектив. Вечером - ретроспективы работ мастеров, днем - посвященные киноискусству той или иной страны, например американское кино 70-х годов, итальянское - 80-х. Кроме того, в этом году мы отказываемся от "мыльного" сериала. Будут сериалы, более оправданные для канала, - экранизации и биографии. Мы, как мне кажется, хорошо покажем театр. Те, кто следит, увидят спектакли текущего репертуара ведущих театров страны, будет рубрика "Фестиваль бродвейских спектаклей".

- Вы собирались создавать радио "Культура", как обстоят дела с этим проектом?

- Намерения наши остаются в силе. Проблема в том, что у нас нет частоты. Мы дважды выходили на конкурс и дважды не получили частоту. Будем участвовать во всех возможных дальнейших конкурсах с надеждой на то, что когда-нибудь частоту все-таки получим. Пока мы будем обращаться к другим радиовещателям, и не исключено, что некоторые из них будут предоставлять нам свое эфирное время. Во всяком случае, я думаю, что в наступающем сезоне брэнд радио "Культура" появится на одном из радиоканалов.

- Вы были генеральным директором ТВ-6, на ваш взгляд, какой будет нынешняя избирательная кампания на телеканалах?

- Мне кажется, ближайшая избирательная кампания будет более цивилизованной. Во-первых, Центризбиркомом введены чрезвычайно серьезные регламенты. Во-вторых, уже сказывается опыт, который имеется не только у телезрителей, но и у тех, кто собирается избираться. Все это вместе приведет к тому, что телевидение, как мне кажется, не будет провоцировать большего возбуждения, а будет в основном предоставлять информацию, всячески избегая субъективных оценок.

- Какие тенденции, на ваш взгляд, наблюдаются в отечественном телевидении?

- В целом телевизионная структура на ближайшие годы уже сложилась. Мне не кажется, что будут какие-то принципиальные изменения. Отечественное телевидение начинает жить по средствам. И дальше эта тенденция будет развиваться. Сейчас на общедоступных каналах просто немыслимое количество дорогостоящих сериалов и фильмов категории "А". Я думаю, что это последний сезон, когда каналы будут демонстрировать кинопоказ такого уровня и в таком количестве.

- Каковы прогнозы относительно аудитории канала "Культура" - она увеличится со временем или это все же некая константа?

- Совершенно очевидно, что нынешние показатели - не предел. По нашим расчетам, более или менее постоянными зрителями канала "Культура" могут быть 15-16 миллионов человек. Это очень приличная цифра. Для нас очень хорошо, если в дальнейшем канал будет собирать 5-6% доли аудитории по стране в целом и 8-10% по Москве. Если показатели будут выше, то для нас это уже тревожный момент. Это будет означать, что канал становится каналом широкого потребления. Мы не стремимся к расширению аудитории ценой потери ее качества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1883
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3896
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2933
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2398

Другие новости