- Виталий Валентинович, как вы оказались на REN TV?
- Меня позвали, не сам пришел. Позвала президент телекомпании - Ирена Стефановна Лесневская. Для меня это предложение было достаточно неожиданным, потому что я считал себя уже не в том возрасте, когда можно показывать свое лицо в кадре. Но она посчитала по-другому. Я не сразу, с некоторыми внутренними мучениями и раздумьями, согласился.
- Вы же работали до этого на радио.
- Я работал на радио очень много лет.
- То есть вы скорее радийный человек?
- Это определение как шлейф за мной тянется. Я понимаю, что мне от него никуда не деться. Но я не очень понимаю, что такое радийный человек.
- В чем разница в работе на радио и на телевидении?
- Разница только в одном: здесь нужно спину прямо держать - не в переносном смысле, а буквально. На радио я мог сесть как угодно, подпереть голову рукой, в кадре я этого сделать не могу.
- И только?
- Конечно, существует и телевизионная специфика, и радийная. Например, на радио голос - это все. Голос, интонация, подача и вербальный драйв. А на телевидении не нужно так уж фиксироваться на голосовой подаче, потому что есть много других способов передать то, что вы хотите.
- Как вы осуществляете подбор репортажей, как строится выпуск?
- Тут я буду беззастенчиво хвалить своих коллег. Во многом мое решение перейти сюда было обусловлено тем, что здесь, на мой взгляд, хорошие, небанальные новости. Их делают люди со своим взглядом, подходом. В основном отбором новостей, версткой занимаются они. Думаю, что со временем, когда я окончательно освоюсь в новой роли, я буду в большей степени участвовать в этом процессе. А сейчас всецело им доверяю и абсолютно доволен тем, что они делают.
- На НТВ недавно ввели систему редакторов, которые смотрят все новости. Существует ли на REN TV некий контролирующий орган или человек, который бы этим занимался?
- Я знаю о новациях на НТВ. Но я не думаю, что их надо так сразу воспринимать как второе пришествие цензуры. Ведь каждая информационная служба строит свою работу так, как ей удобно. Вполне вероятно, что эти сменные редакторы призваны вовсе не фильтровать, а действительно вылавливать какие-то пересечения, огрехи. И потом надо просто посмотреть, что будет дальше.
- А на REN TV как?
- Я не думаю, что есть вообще какая-то информационная служба, где каждый во что горазд лепит то, что хочет. Конечно, некий курс, стиль существует. Но это существует не в режиме запрета: что можно говорить, а что нет. Я здесь ни разу такого не слышал. Все происходит в рамках содержательных обсуждений, насколько это нужно, важно, допустимо.
- Для вас важно, на каком канале работать - государственном или частном?
- Дело в том, что это первый частный канал, на котором я работаю. До этого я всю жизнь работал в государственной телерадиокомпании - ВГТРК. Я больше пяти лет вел на "Радио России" одну из центральных политических программ под названием "Персона грата", куда приходили политики первого ряда, чиновники, министры, вице-премьеры. И у меня не было случая, чтобы мне сказали: ты об этом с ним не говори, об этом его не спрашивай. Может, потому что мне доверяли, верили, что я сам знаю, что нужно делать. Может быть.
- На REN TV такое же отношение?
- Здесь немножко посвободней в плане идеологических рамок. И здесь все решается быстрее. Здесь проще, потому что любая государственная компания совершенно неизбежно обрастает большим бюрократическим аппаратом.
- Учитывая ваш богатый опыт общения с VIPами, с вами обговаривали возможность в дальнейшем делать авторскую передачу?
- Жизнь долгая. Мне кажется, что загадывать сильно вперед особого смысла нет. Я сейчас пришел делать совершенно определенную программу. Если получится и через какое-то время я пойму, что мне тесно в рамках этой программы, наверное, я могу попробовать сделать что-то еще. Но пока я об этом не думаю.
- Скоро выборы, как вы собираетесь строить свою передачу? Ведь сейчас все идет к тому, что на период выборов появится законодательная возможность приостановить выпуск СМИ.
- Я думаю у нас хватит мозгов не напрягать ЦИК настолько, чтобы они нас решили закрыть. И, честно говоря, у меня нет каких-то особых страхов. Может, я такой латентный оптимист по натуре, но когда я читаю об ужесточении законодательства, я понимаю, что деваться некуда - все равно работать надо. Значит, надо будет работать в рамках тех законов, которые в нашей стране приняты.
- А как вы оцениваете эти законы? Вы согласны с тем, что ужесточают карательные меры к СМИ?
- Как я могу быть с этим согласен, если мне придется выдумывать, как мне что-то рассказать, не соврать, максимально отобразить картину, но при этом еще не попасть под кувалду ЦИК? Конечно, я отношусь к этому не слишком здорово, но деваться некуда.
- Ощущаете ли вы конкуренцию с Ольгой Романовой?
- Ну, во-первых, я с очаровательными женщинами не конкурирую. Во-вторых, я могу сказать, что я очень благодарен Оле. Она очень хорошо меня встретила, ввела в курс дела и помогает на первых порах.
- А вы следите за рейтингом?
- Ну, не то чтобы на ночь смотрю на цифру и в зависимости от ее величины засыпаю. Я краем уха слышу, что рейтинги нормальные.
- Но вам важно, насколько они велики?
- Если бы я был старым телевизионным волком, который имеет богатый опыт работы в эфире и богатый опыт отслеживания рейтинга, то, наверное, это было бы для меня более значимо. А так я здесь пока на новенького. Я долгое время путался, что такое рейтинг и доля. Я думаю, что рейтинг можно чрезвычайно повысить каким-нибудь диковинным способом. Но если у меня будет дилемма повысить рейтинг, но пойти против себя, своих представлений о жизни, о профессии, я этого не сделаю.
- То есть за славой не гонитесь?
- Это сложный вопрос. Мне кажется, что нет. В моем решении перейти на телевидение этот фактор был на самом последнем месте. Мне кажется (хотя, может быть, потом я изменю свою точку зрения), что в узнаваемости больше минусов, чем плюсов.
- А если поймете, что у вас не получается, - уйдете на радио?
- Не знаю. Но я не очень люблю возвращаться - в любых ситуациях.
- Как бы вы охарактеризовали стиль канала?
- Умный, взвешенный и одновременно готовый к экспериментам.
- Недавно гендиректор НТВ Николай Сенкевич сказал, что новости на канале станут более человечными, культурными. Какова концепция новостей на REN TV?
- Я думаю, что ее лучше сформулируют люди, которые руководят информационной службой. Могу сказать о том, как я вижу, какими должны быть новости. О культуре в России можно рассказать таким образом, что зрителей увезут с инфарктами. О политике можно рассказать так, что их не увезут с инфарктами и они будут продолжать спокойно смотреть телевизор. Мне кажется, что важнее не тема, а подача. Она не должна быть истеричной, заполошной, тревожной. Телевидению не стоит держать людей в состоянии напряжения. Хотя рейтинг это безусловно повышает.
- У вас такие новости?
- Я стараюсь.