- Ольга Яковлевна, у "Медиа-Комитета" были довольно обширные первоначальные планы, но до сих пор информация о вашей деятельности довольно скудная. Чем сейчас занимается ваша организация?
- Мы все это время были заняты разработкой условий для тендера. Несмотря на то что предварительные разработки уже были (в 90-е годы, когда была попытка создания Индустриального комитета), нам пришлось заново все переделывать. Произошло это потому, что первоначально в выработке условий в основном принимали участие рекламодатели и рекламные агентства, а телекомпании были мало представлены. Сейчас условия проведения измерений вырабатываются с учетом интересов всех сторон, потому что в измерении аудитории у каждой из сторон телерынка свой интерес. Много времени ушло на обсуждение позиций каждой из сторон. Кроме того, нужно, чтобы желаемое соизмерялось с возможностями. Все себе представляют, какой должна быть идеальная модель, но возможности медийного сообщества ограничены объемом рекламного рынка.
- В чем суть разработанных стандартов?
- Поскольку мы говорим об измерении телевизионной аудитории, то мы должны получить картину того, как реальные люди смотрят реальное телевидение. Методики основаны не на их впечатлениях, не на самоотчетах, а на фиксации реального просмотра телепередач. В рамках Европейского вещательного союза такие процедуры давно отработаны. У них уже несколько лет есть специальные подразделения, которые создают стандарты в том числе и для измерительных систем. Они, например, столкнулись с тем, что люди стали смотреть по спутниковому телевидению телеканалы других государств, и возник вопрос, как сопоставлять такие данные по телесмотрению, полученные в разных странах. В России попытка выработать минимальные требования к измерениям была предпринята в 1996 году, но документ так и не был приобрел юридической силы, поскольку это происходило, что называется, на общественных началах. Позднее, после встречи президента с представителями телевидения в 2001 году, когда зашел разговор о достоверности данных по измерению аудитории, было подписано соглашение о создании "Медиа-Комитета". И практически все участники той встречи стали учредителями некоммерческого партнерства.
У российских стандартов есть своя специфика. Например, есть понятие "генеральная совокупность" (мы можем измерять генеральную совокупность в отдельно взятом городе, округе, стране и так далее). Европейский стандарт такой ориентир дает. В нашем случае мы должны определиться с тем, что мы измеряем. Gallup media измеряет аудиторию телесмотрения в городах с населением от 100 тысяч и более. Это надо понимать. Это ограничения, которые обусловлены разными причинами, в том числе и финансовыми. К тому же у нас страна с 11 часовыми поясами, и данные смотрения передач центральных каналов надо сводить вместе, так как аудитория смотрит одну и ту же передачу, но в разное время. Ни в одной стране мира такого нет.
- Кто принимает участие в разработке стандартов?
- У нас договор с Минпечати на подготовку и разработку этого проекта. И на сегодняшний момент мы на стадии выпуска документов. Стандарты разрабатывались на основе европейских и обсуждались основными игроками. Из телекомпаний в обсуждении принимали участие "Россия", ТВС, НТВ, СТС, "Культура", РЕН-ТВ, Первый и "Афонтово" (поскольку один из членов экспертного совета - представитель этой телекомпании). Активное участие, вплоть до внесения формулировок, принимали представители основных российских измерительных компаний: GFK-Русь, Gallup media и Comcon, а также представители рекламных агентств и рекламодатели: RARA, Procter and Gambel, Media Arts group.
- Что может изменить тендер с учетом выработанных новых критериев?
- Основная задача тендера получить данные, которым можно было бы доверять и которые были бы надежными. Чем больше выборка, тем точнее данные. Более совершенные технологии позволяют работать уже не со всей страной, а с отдельными регионами, целевыми группами. Мы знаем, чего хотим, но мы не можем предугадать возможности исследовательских фирм.
- А чего вы хотите?
- Идеальный вариант - это большая панель выборки, которая позволяет увидеть особенности телесмотрения всех слоев населения. Но для этого нужны деньги, а возможности индустрии ограничены. Есть перспективы, и есть реальность. Возможно, мы к этому придем, ведь технологии тоже не стоят на месте.
- Существует довольно много методов.
- Методов не так много. Может быть 38 показателей, а то и больше. В Германии вообще 382 показателя только для участников панели. Но для этого надо иметь очень мощную статистическую базу. До сих пор не определены такие статистические параметры, как количество телевизоров в квартире, в стране, количество старых и новых телевизоров. Это важно потому, что у канала может существовать возможность вещания, а старые телевизоры не приспособлены принимать дециметровое вещание.
- Есть ли структура, которая следит или будет следить за соблюдением правил?
- Задачей "Медиа-Комитета" было сформулировать эти правила. При заключении контракта с победителем отдельно оговаривается пункт о контроле. В Германии, например, контракт с измерителем предусматривает систематическое проведение внешнего контроля получаемых данных. Во многих странах это необходимое условие для того, чтобы все были уверены и спокойны. Заказчики должны знать, выполняются ли те условия, которые указаны в контракте.
- А в России?
- По собственной инициативе некоторые каналы сами организовывали так называемый местный контроль путем обзвона. В условиях контракта, который существует сейчас между каналами и Gallup media, наличие такой службы не прописано.
- Какая методика наиболее "правдива"?
- Та методика хороша, которая наиболее точно выполняет существующие требования. Например, нельзя медиаизмерения проводить в течение одной недели, потому что у нас вещание цикловое. Есть программы, которые выходят раз в неделю, по выходным. И в данном случае результат за неделю может быть случайным. Поэтому есть жесткое требование: эти замеры должны проводиться в течение 4-5 недель. Только тогда данные могут говорить о том, что есть какая-то закономерность. Пока не было технических средств, применялись дневники. Потом начали проводить телефонные опросы, которые давали возможность быстрее получить результаты. Для вещателя это очень важный фактор. Пипл-метры (когда каждый человек имеет свою кнопку) позволили фиксировать, в какое время и какую передачу человек смотрел. Сейчас фиксировать телесмотрение можно с точностью до секунды.
В стандартах прописаны все существующие методики. Есть более точные, есть менее. Но все имеют право на существование. Это уже выбор измерителя, с учетом его возможностей.
- Почему все время переносятся сроки проведения тендера?
- У нас план основных сроков проведения тендера был принят прошлым летом. В соответствии с этим планом мы подготовили все документы, и тендер должен был состояться в феврале, но в силу разных причин этого не произошло. В марте должно было состояться общее собрание, на котором определили бы дату проведения тендера, но нам помешала ситуация в мире. Именно в этот день американцы начали войну с Ираком. Все наши учредители - телевизионные боссы, и, естественно, они работали с информационными потоками. Мы были готовы к тем срокам, которые утвердили. Но то, что тендер состоится в этом году, совершенно очевидно. Более того, думаю, в этом месяце уже будет опубликовано извещение о проведении тендера, его сроки, условия.
- Какие организации, на ваш взгляд, будут участвовать в конкурсе?
- Об участниках конкурса мы сможем узнать после того, как он будет объявлен. Для нас сейчас важно утвердить разработанные документы на общем собрании нашего партнерства. Это положение о тендере и тот самый документ, который называется спецификацией.
- Кто будет определять победителя?
- Тендерная комиссия. Когда документы будут утверждены, можно уже будет сказать более подробно, как формируется тендерная комиссия.
- На какой срок предусмотрено действие контракта с победителем конкурса?
- Это решится на собрании учредителей "Медиа-Комитета". В Чехии в прошлом году был досрочно расторгнут контракт с иностранным измерителем, теперь у них своя отечественная измерительная система. В Германии тендер вообще не объявлялся: как измеритель появился в 80-е годы, так он все это время и работает. Они его постоянно контролируют, но другого у них никогда не было. Проведение тендера - это всегда болезненный процесс. Но я считаю - это хороший шаг. Он позволит оговорить стандарты, выяснить позиции всех, принять во внимание мнение тех участников, чьи интересы ранее недостаточно учитывались.