Абсолютными чемпионами эфира женского праздника стали Владимир Жириновский и Игорь Николаев. Мне сотни раз доводилось видеть и слышать выступления Жириновского, но в "Кулинарном поединке" на НТВ и в "Последнем герое-3" на Первом канале даже меня он удивил. Жириновский еще раз доказал, что телевидение - это динамика. Восемьдесят процентов успеха на телевидении - за счет быстроты и реакции. Пятнадцать секунд в обычной жизни - это очень мало, пятнадцать секунд на телевидении - это очень много. Если ты на пятнадцать секунд зазевался, задумался, ты немедленно проиграл. Зритель уже переключил канал. Многие люди с хорошими идеями и хорошей внешностью не подходят для телевидения именно по этой причине. Аналитики и ученые, специалисты и депутаты часто обижаются, что их, признанных знатоков своего дела, не зовут в передачи. А зовут Жириновского. Посмотрев "Кулинарный поединок" и "Последнего героя-3", недовольные обязаны понять, почему зовут Жириновского. Потому что он один из тех немногих, кто понимает цену секунды и минуты на ТВ.
В кадре он всегда двигается: то гоняет помощника, то готовит, то перемещается. Мгновенная реакция на вопросы и на происходящее вокруг. "Я девять лет живу в Москве", - говорит итальянский повар Марциано. "Сколько из них в тюрьме?" - спрашивает Владимир Вольфович. Заминка между репликами по времени - ноль. Ни одной секунды не прошло между словами повара и реакцией на них. Если бы заминка была в десять секунд, сцена смотрелась бы странно и напоминала бы допрос. И повар бы обиделся. Но он не успевает обидеться, потому что уже проехали. Или другая сцена. Популярный актер Семчев пробует вино, поданное поваром, и давится им. Следует мгновенная реакция: "Итальянец отравил. Отравил мерзавец. Немедленно милицию. Немедленно". И тут же Вольфович сам пробует вино.
В "Последнем герое-3" Жириновский отчетливо понимает, что придется играть роль в красивой, зрелищной, документальной мыльной опере. А что главное в мыльной опере? Любовь и интриги. Как в настоящем мексиканском сериале, где мужчина борется с другими мужчинами за женскую любовь, Владимир Вольфович тайно атакует соперников ("Демидов - скользкий тип", "Преснякова надо выбросить") и уговаривает женщин ("Поехали ко мне, у меня там мазь хорошая есть", "Женщины любят ласку, заботу"). При этом В.В.Ж. периодически напоминал, кто он такой по основной профессии. Итальянцу в "Кулинарном поединке" он технично напомнил, что " в Италии, кроме спагетти и футбола, ничего нет", а брокколи надо называть цветной капустой. "Последним героям" между прочим сказал, что Зюганов ничего бы им на остров не привез.
В отличие от Жириновского, который доказал значение динамики для ТВ, Николаев продемонстрировал, что чувственность - тоже важнейшее свойство телеискусства. Здесь у композитора Николаева свой перевес над политиками и журналистами. В его руках звук. А звук - это наркотик, правда, в отличие от героина не опасный для жизни. Редчайший случай - сразу два ведущих телеканала - Первый и "Россия" - в лучшее время показали концерты-бенефисы Игоря Николаева (правда, концерты разные; на Первом канале был свежее). Учитывая рейтинг обоих каналов, событие впечатляющее. Николаев, конечно, заслуживает такого внимания. В двадцать лет он написал "Айсберг", который пела вся Страна Советов. К тридцати годам стал классиком после "Паромщика", "Балета", "Двух звезд", "Комарова", "Мельницы". После тридцати, как того требовало время, стал делать не отдельные песни, а целые проекты. Проект "Наташа Королева" - один из самых успешных в нашем шоу-бизнесе. Интересно, что предпримет Игорь дальше, после сорока? Мне кажется, что цикл его творческой деятельности - десять лет. Первые десять лет после детства - учеба и накопление потенциала, потом десять лет - Алла, потом десять лет - собственная карьера певца и Наташа. А следующие десять лет? Дочь Юля, или рок-оперы, или новое "Тату"? А может, нечто необычное и неожиданное? Ведь Игорь всегда принимал нестандартные решения.
И в "Кулинарном поединке", и в николаевских концертах мы видим одну общую подкупающую черту - отсутствие назидательности. Ничто, как сейчас модно говорить, не загружает. Один подтрунивает над итальянцем и рассказывает о любимой жратве, другой просто поет вместе с друзьями и подругами - знаменитыми певцами и певицами. Удачные шутки, любимые песни - что еще надо, чтобы спокойно провести праздники! Домашность атмосферы - то, чего остро не хватает на ТВ, где царят бесконечные игры за деньги, фильмы с тридцатью убийствами в минуту и новости о том, как в Чечне провели очередную спецоперацию. Не говорю уже о новой беде новостей - передозировке информации о протокольных встречах нашего руководства.
У Николаева есть песня про пять причин. Я не буду перечислять все пять причин, по которым Жириновский и Николаев стали героями праздничного эфира. Хотя несколько причин я назвал. Каждая женщина в эти три дня могла выбрать себе или быстрого, атакующего, экспансивного, яркого Жириновского, или ласкового, нежного, теплого Николаева. Неплохой выбор, между прочим. Праздничный выбор. Но праздники заканчиваются. И начинаются будни. На экраны вернутся хмурые, серые люди, которые будут бубнить о том, что своей забастовкой учителя ничего не добьются, а реформы сразу плодов дать не могут. Надо подождать еще лет тридцать.