- Господин Луйк, с чем связано появление Modern Times Group на российском рынке, почему именно Россия?
- Несмотря на определенные политические риски, российский рынок сейчас один из самых динамически развивающихся в мире - в смысле денег и в интеллектуальном плане. Раньше российские телепродюсеры чаще покупали лицензии на западные программы, а сейчас сами создают новые телевизионные форматы, которые, в перспективе, можно будет продавать за рубеж. Видно, что рынок растет, и я считаю, что на ближайшие годы он будет одним из самых крупных.
- Возвращаюсь к конкурсу Минпечати, на ваш взгляд, почему выиграла именно ваша концепция?
- Хотел бы быть скромнее, но не могу. Наша концепция была самая лучшая, самая сильная с точки зрения аргументов. Мы внятно объяснили, почему мы хотим этим заниматься, почему наша концепция интересна и важна для рынка. У нас реалистичный бизнес-план, хотя и не рассчитанный на быстрое возвращение вложенных инвестиций. Кроме того, наша концепция уникальна: это комбинация семи разных каналов на одной частоте, такое сочетание платного и эфирного телевидения. Еще одно наше преимущество состоит в том, что мы действующий вещатель и вложили в этот проект довольно большие деньги. Решение ФКК, на мой взгляд, было справедливым.
- Вы говорите, что у вас самая лучшая концепция, а как вы оцениваете концепцию своего конкурента - Первого канала?
- Я лично не читал концепции Первого канала. Насколько я знаю, Первый канал представил комиссии концепцию круглосуточного информационного вещания. Но в России информационное вещание представлено на телевидении и так довольно объемно, у всех крупных метровых каналов есть сильные новостные передачи, в том числе и в регионах. И часто для жителей небольшого города, например за Уралом, много важнее смотреть местные новости, чем новости общероссийского масштаба.
- Ваш канал явно не для интеллектуалов, вы будете как-то менять эту ситуацию?
- Во-первых, наша концепция для зрителей с разными вкусами. ДТВ отражает, кроме информационной концепции, которая была у Первого канала, концепции остальных участников телерынка. У нас уделено довольно много внимания культурно-познавательной части. Сегодня я не верю, что узкоспециализированная направленность на эфирном канале может экономически себя оправдать. Но нишевое телевидение в России все ждут, потому что каналов общего назначения довольно много, а их, честно говоря, не очень-то много надо.
Во-вторых, телевидение - самое массовое медиа. Все телевизионщики - рабы своих зрителей, все зависит от их вкусов. Никогда телевизионный начальник не будет позиционировать свои вкусы и вкусы своих друзей, потому что обычно эти люди представляют довольно небольшую часть общей аудитории. Я думаю, все сетевые каналы в России сталкиваются с этой проблемой, так как Россия - большая страна, в которой очень много регионов, отличающихся друг от друга довольно сильно и по вкусам, и по общему менталитету. То есть балансировать в таком колоритном пространстве нелегко. Строя сетевой канал, надо учитывать вкусы всех.
- За счет чего акционеры планируют получать прибыль?
- Наш сигнал сегодня бесплатный для всех в России. Мы считаем, что наш канал должен финансироваться полностью за счет рекламных доходов. На будущее мы рассчитываем получать доходы от продаж наших прав на конкретные программы, которые подготовлены для нас. Политика MTG такова, что эфирное наполнение нам ничего не стоит - мы его берем у фирм, которые являются дочерними структурами холдинга. Благодаря этому бизнес становится более эффективным. Есть часть фирм, которые работают эксклюзивно для нас, есть такие, которые делают для нас и для других каналов. У нас такая политика - вещатель остается вещателем.
- Когда канал выйдет на самоокупаемость?
- К середине 2005 года. MTG готова вложить 35 миллионов долларов, плюс инвестиции в виде прав на показ программ, которые фактически представляют видеотеку нашей материнской компании и нам ничего не стоят. Такая структура бизнеса должна приносить прибыль, но это не значит, что ДТВ планирует платить дивиденды акционерам. Когда мы начнем сами зарабатывать деньги, мы их вложим в развитие ДТВ. Наш акционер рассчитывает, что каждый участник холдинга будет развиваться самостоятельно.
- То есть акционеры не заинтересованы в том, чтобы вернуть свои деньги?
- Главное, в чем заинтересованы наши акционеры, - это рост компании и развитие рынка.
- В чем отличие рынка российского от западного?
- Одно из важнейших отличий состоит в том, что здесь государственные каналы играют более влиятельную роль на рынке, чем в большинстве европейских стран, - это уж точно, не говоря об Америке, где государственного телевидения фактически не существует. Российский рынок отличается еще и тем (хотя это больше относится к 90-м годам), что многие инвесторы телеканалов используют телевидение для пропаганды своих политических интересов, а не рассматривают его как бизнес. К счастью, сейчас мы можем наблюдать, как этот процесс идет на спад и телевидение становится сферой бизнеса. После выборов телевидение продолжит свое органическое развитие.
- А вы будете как-то участвовать в предвыборном процессе?
- Политики на ДТВ не будет. Это один из главных принципов MTG, так построена эта медиагруппа. Мы работаем по такому принципу не только в России. Политика не наша стезя, мы делаем развлекательное телевидение, считаем, что это наша сильная сторона. Но в то же время мы достаточно широко рассматриваем понятие "развлекательное телевидение". И культурно-познавательные фильмы, и документальные фильмы - для нас это все развлечение.
- Как, на ваш взгляд, обстоит дело со свободой слова в России?
- Есть конкретные очень плохие примеры. Мое личное мнение - большие проблемы в регионах, когда местные влиятельные начальники - губернаторы и мэры - используют свое положение по полной программе.
Все СМИ сталкивались с конкретными кризисными ситуациями, и сейчас мы смотрим на Америку, где существует проблема свободы слова. Многие влиятельные журналисты против войны в Ираке, и это не нравится администрации Буша.