На последней церемонии ТЭФИ среди победителей была названа и информационная программа "Час пик" томской негосударственной телерадиокомпании "ТВ-2". Причем томичи победили второй раз за три года. А в прошлом году "Час пик" был признан лучшим в номинациях "Информационная программа" и "Интервьюер", а также на первом Всероссийском конкурсе "ТЭФИ - Регион". Так что на счету молодой компании два больших и два малых "Орфея". Неплохо для компании, начинавшей с нуля немногим более десяти лет назад.
Сейчас "ТВ-2" - это мощный комплекс, отлично оснащенный технически. В составе телерадиокомпании, занимающей собственное двухэтажное здание, - два телевизионных канала, вещающих на Томск, Северск и Томский район (потенциальная аудитория: около 700 тыс. человек - 70% жителей области). "ТВ-2" производит два выпуска новостной программы "Час пик" (один из них часовой), еженедельную информационно-аналитическую программу "Час пик. Суббота" и ряд информационно-развлекательных программ. "ТВ-2" - один из партнеров телесети РЕН-ТВ. В состав телерадиокомпании входят также две радиостанции, телевизионная школа "Многоточие". Многие сотрудники компании прошли стажировки на ведущих телекомпаниях России и за рубежом. Компания является членом Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) с момента ее создания. Неизменный президент "ТВ-2" Аркадий Майофис - член правления НАТ и академик Телевизионной академии.
Но успех пришел не сразу. Будущий основатель телеканала после окончания отделения журналистики в Томском госуниверситете три года отработал на государственном телевидении и в глазах телезрителей зарекомендовал себя очень неплохо. Однако реализовать себя в каком-то новом качестве в рамках старых структур было в силу разных причин невозможно.
К счастью, начиналось время перемен. Поначалу казалось, что и придумывать-то особо ничего не надо. Стоит лишь в местных программах перейти к проблемам обычного человека. Но главное - сделать программу новостей. Кредитовали начинание два кооперативных банка, гарантом стал Томский горисполком. В те годы городская власть была лидером демократических преобразований.
Первый выход в эфир молодой телекомпании состоялся в мае 1991 г. Программы "ТВ-2" отличала удивительная искренность. Появилась передача для садоводов - новшество для того времени. Был подготовлен цикл передач "Великие негодяи истории".
Программы "ТВ-2" были сильно политизированы. Откровенно либеральный уклон проявлялся в программе "Наш дайджест", которую вела Юлия Мучник (кстати, сейчас она является академиком Телевизионной академии).
Главная проверка молодой компании состоялась уже через три месяца после первого эфира - во время августовского путча. "ТВ-2" оказалась в Томске единственным СМИ, кто давал оперативную и независимую информацию о попытке государственного переворота. Это, по признанию сотрудников, стало знаком времени, показателем возможностей независимого телевидения, свидетельством того, что государственная монополия на информацию в эфире закончилась. А сама компания завоевала прочный авторитет.
Но это внешняя сторона жизни компании, видимая телезрителям. Однако были и пресловутые "невидимые миру слезы". Кредит, полученный под организацию нового телеканала, был потрачен. Рекламного рынка в то время практически не существовало. Каждый месяц приходилось занимать-перезанимать. К счастью, помогли связи, завязавшиеся за период работы на гостелевидении. Появились новые предприниматели, которые хотя и не понимали, что им реклама нужна, но зато давали в долг. "Системные" деньги от рекламы стали поступать только в начале 1993 г. Тогда же появился "Час пик", который и прославил компанию.
В 1999 г. "Час пик" был признан лучшим на региональном и всероссийском турах конкурса местных информационных программ "Новости. Время местное". "ТВ-2" получает и диплом НАТ как лучшая телекомпания года. По инициативе "ТВ-2" и при поддержке АНО "Интерньюс" создан проект "Провинция".
Успеху, безусловно, сопутствовало само время, дух свободы. Однако это условие необходимое, но не достаточное. Искренность, которую привнесли с собой молодые тележурналисты, не осталась без внимания. Кстати сказать, "ТВ-2" по-прежнему внимательна к нуждам людей. Затопило подвал, прорвало трубу, разрушаются коммуникации - корреспонденты всегда находятся на месте событий, ведь не случайно девиз компании: "ТВ-2" всегда с вами".
Объективность, независимость также работают на авторитет и популярность канала. При всех довлеющих обстоятельствах компании удалось не только не уронить авторитет, но и приумножить его. Суды - неизменный фактор жизни компании, а ее президент считает, что суды свидетельствуют об активной журналистике. Вероятно, их могло бы быть и поменьше, но, по мнению Аркадия Майофиса, такова специфика небольшого города, где каждая информация воспринимается по принципу "что одному - здорово, то другому - смерть".
Во взаимоотношениях с властью телекомпании, к счастью, повезло. "Это, видимо, особенность города, - рассказывает Аркадий. - Мы не были в глухой оппозиции, потому что область никогда не возглавляли ортодоксы. А быть в откровенной оппозиции по другим поводам - быть в заказной оппозиции. Мы для себя решили раз и навсегда: в независимости - наше преимущество".
Томск