Бог не обделил ведущего программы "Смотритель" на екатеринбургском "Четвертом канале" Евгения Енина острым языком. На орехи иной раз достается не только мелким партийным деятелям, но и крупным чиновникам, хозяйственникам вкупе с мэрами и губернатором. Было даже несколько попыток возбудить уголовные дела на него, но, как говорит сам Евгений, "с русским языком у меня все в порядке, и дела дальше беседы у прокурора не шли. Обиженный понимал, что его дураком назвали, а придраться не к чему".
Неужели же все сходило с рук?
- Нет, конечно. В 1989 году по решению бюро Кокчетавского обкома партии меня сняли с эфира. Я тогда был редактором молодежных программ областного телерадиокомитета и провинился лишь тем, что разрабатывал принципы построения программ, которые сейчас реализуются. Только что вышел диск "Аквариума", и, когда начальники услышали из приемников "старика Козлодоева", их чуть не хватил кондратий. Я уволился и поступил на журфак в УрГУ, проучился два года, перевелся на заочку и пришел работать в только что открывшуюся "Студию-город". Рейтинги моей программы "Вавилон" были бешеные - случалось, по две статьи в день выходило. Иногда специально газетчиков провоцировал: обвинял их во вранье, они отвечали, а я посмеивался и бесплатно делал себе промоушн.
Наверное, Енин - настоящий телевизионщик, который ни на минуту не забывает о рейтинге программы, о том, что разговорный жанр - это прежде всего шоу. При этом он - жесткий ведущий. Сам Евгений считает, что законы жанра диктуют: сжатое время, много вопросов, которые хочется задать, да и про зрителя не надо забывать. "Это нормально, - говорит он, - когда мы с собеседником орем друг на друга: это поначалу политики не понимали, что участвуют в шоу, в котором моя роль - лишь чисто функциональная. Но, слава богу, со временем разобрались, и теперь, наоравшись, политики даже спрашивают: "Нормально все получилось?" Они же понимают, что мы никуда друг без друга. Недавно собрались на бал прессы в областной Думе - и чуть ли не обнимались с депутатами".
Евгений считает, что в этом плане Екатеринбург - продвинутый город с определенной политической культурой. Здесь много каналов, здесь есть настоящая борьба, которая, по его мнению, не выходит за рамки цивилизованных отношений. Поэтому он никогда не боялся кого-то обидеть: "А куда они денутся? Все равно ко мне придут. Обидишь в "Смотрителе" - придут в "Стенд".
Так сложилось, что репортером он никогда не работал, и он не скрывает, что, возможно, несколько развращен собственными программами. Ему нет необходимости убеждаться на собственном опыте в несовершенстве мира. Он логически препарирует политические дрязги, не позволяя грязи задержаться на сюртуке. Он уверен, что журналист, подобно актеру, должен уметь входить в роль, но и обязан вовремя из нее выходить, чтобы шизофрения не стала его наперсницей. Хотя, конечно, для психики политические "разборы полетов" бесследно не проходят: "На сайтах читаешь: то одному продался, то другому. Гадости всякие за спиной слышишь - это нормально: значит, удается балансировать и не врать. Ну что тут поделаешь: мы так здоровье гробим, шахтеры - по-другому".
Проблема, по его мнению, в другом: вечная нехватка тем, за которой следуют мелькание одних и тех же лиц и обмусоливание одних и тех же вопросов. В этом плане Екатеринбург похож, наверное, на многие другие российские города: зритель здесь традиционно больше интересуется местной политикой, а потому, как показывают опросы, с большим интересом смотрит ток-шоу с екатеринбуржцами, чем с москвичами, например. А может, виноваты в этом сами гости: как говорит Евгений, у него есть печальный опыт общения с некоторыми гастролирующими столичными актерами, у которых предусмотрено в контракте выступление на местном телеканале. Программа очень часто просто заваливается из-за нежелания звезд говорить: ответы "да - нет" рейтинг, конечно, повысить не могут.
Есть, безусловно, и исключения (Михаил Жванецкий, например, при всем своем раздражении от беседы за полночь, едва включилась камера, подавил свой гнев и начал работать - на зрителя), но в целом, как показывает практика, выступления звезд на местных каналах вызывают у зрителей двойственное чувство: как ни странно, снобизм по отношению к Москве и, с другой стороны, провинциальный комплекс неполноценности: почему у нас не такие зарплаты, тротуары и т.д.
Чего уж греха таить: журналисты тоже задумываются о подобных вещах - особенно когда рейтинг "Четвертого канала" уступает только ОРТ, а енинский "Смотритель" опережает "Итого" Шендеровича. Поэтому все ведущие рано или поздно встают перед дилеммой: оставаться ли и дальше крупной рыбешкой в своем пруду или всеми способами попытаться стать мелкой в столичном?
Задумывался над подобными вопросами и Евгений Енин. Он предполагает, что, наверное, не был достаточно настойчив в своих попытках перебраться в столицу: слишком многое надо бросать дома. Да и сейчас на центральных каналах свободы в какой-то мере стало меньше, чем в провинции. А ему слишком еще памятно, как в советские времена приходилось каждое произносимое слово носить визировать в Главлит.
Екатеринбург