Леониду Толчинскому откровенно завидуют. Его благополучию, крепкой семье, модной одежде, японской машине, двухэтажному дому в почти экологически чистом районе Казани. И его общественному положению. Пять дней в неделю, с понедельника по пятницу, как и положено чиновнику, который всегда востребован большим начальством, он - заместитель директора Центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИ), где трудятся лучшие в республике аналитические умы. И где вся деятельность татарского правительства - через призму аналитики, - как на ладони. А в воскресенье в 19.00 популярный автор и ведущий аналитической программы "Татарстан: итоги недели" Леонид Толчинский, более строгий, чем в жизни, появляется на экране ГТРК "Татарстан" - чтобы вместе со зрителями осмыслить те события, из которых складывается общественно-политическая жизнь республики. Тут уж коллеги-журналисты начинают исходить лютой завистью: "этому Толчинскому" даже не надо бегать в поисках информации, она сама к нему идет. По долгу его службы.
Биография 35-летнего Леонида Толчинского без его собственных ремарок и вовсе оставляет впечатление, что всю жизнь перед ним кто-то усердно расчищает дорогу. Когда конкурс среди высокопоставленных родителей абитуриентов факультета научного коммунизма Казанского государственного университета буквально зашкаливал, его мама, токарь шестого разряда, ждала, поглядывая на часы, сына с экзамена, даже не догадываясь о количестве человек на место. Сын тоже о кипении родительских страстей своих сокурсников узнал спустя годы. Со второго курса ушел в армию, где благополучно избежал дедовщины, потому что "ничего о ней не знал. Кто знал, встраивались в эту систему автоматически". А он нашел свою нишу: любому командиру нужны отличники боевой и политической подготовки. Поэтому, отслужив, живой, здоровый и даже с партбилетом коммуниста в кармане вернулся в университет. В 1990 году Леонид Толчинский по просьбе научного руководителя вежливо постучал в дверь кабинета редактора газеты "Вечерняя Казань", чтобы передать ему результаты социологического исследования межнациональных отношений в родной республике. "Приходи ко мне работать", - сказал ему редактор, пробежав глазами материал. Через три года первый вице-премьер Равиль Муратов предложил ему должность заместителя директора ЦЭСИ.
О талантливых людях говорят: они не ищут, они находят, ибо между вехами закономерно случаются события, которые прибавляют седых волос и учат уму-разуму, без чего трудно стать аналитиком. Да еще публичным. В той информационной нише, которую успешно осваивает Леонид Толчинский, - а программа "Татарстан: итоги недели" изначально задумывалась и реализуется как информационная площадка действующей власти, и прежде всего правительства, - практически невозможно стать популярным. Леонид Толчинский стал. Более того, он активно отбирает аудиторию у информационно-аналитической программы телеканала "Эфир". "Почему эти программы не разведут во времени? И Толчинского ведь хочется послушать", - все громче сетует образованная Казань.
"Мы пытаемся объяснить и показать, что делает сегодня власть конструктивного и положительного для народа. И одновременно показать правительству, чем сегодня живет народ. В том числе и очень грустные вещи, о которых власть еще даже не догадывается или не хочет догадываться, просто не хочет замечать. Понятно, что грустные вещи чиновникам не нравятся, они их обижают и расстраивают. Но если их не замечать, то от этого проиграет в конце концов власть", - считает автор "Итогов недели" и один из соучредителей авторской студии информационных программ "Хариат" ("Свобода"). Студия эта возникла как плод совместных усилий собкоров федеральных каналов - Саши Фролова, который работал одно время на канале "Россия", Рината Ахметзянова, Ирека Муртазина. Им хотелось делать что-то для души. Так и появилась студия, производящая программы, "отвечающие ее мировоззрению, мировоззрению ее журналистов и размещающая их на действующих каналах республики". Не транслирующая.
Вероятно, Казань еще не дожила до того, чтобы идея создания производящей студии использовалась на полную катушку. В ней увидели не производителя товара, а конкурента. Вначале было несколько программ: "Точка опоры", "Телемост: Казань-регионы"(читай: районы) и "Площадь Свободы". Все они тихо сошли на нет. Авторская программа "Татарстан: итоги недели" работает на казенном канале. Сегодня даже татарский спутниковый канал "Новый век", которому в результате сложных и не совсем чистых манипуляций отошло все многомиллионное имущество ГТРК "Татарстан", не спешит пригласить "Итоги недели" к себе.
Отличительной особенностью татарского TВ всегда была не просто повышенная лояльность к власти, а лояльность в ее девственной чистоте. Демократия наступает по всем фронтам, а татарское телевидение застряло где-то в 50-х годах прошлого столетия. Все только поет и пляшет. И спутниковый канал "Новый век", несмотря на все современные "навороты", продолжил эти "славные" традиции родного TВ. Разве что разбавил татарскую эстраду бесконечными мыльными операми с подстрочным переводом. И на кандидата социологических наук Леонида Толчинского по эту сторону экрана смотрят как на человека, способного вывести татарское телевидение на качественно иной уровень. Вдохнуть жизнь в программы "Точка опоры", "Телемост: Казань-регионы", "Площадь Свободы" - и будет новое татарское телевидение.
К слову сказать, предмет научных исследований Толчинского - средства массовой информации. А с телевидения он уже никогда и никуда не уйдет.
Казань