В Израиле - досрочные парламентские выборы. Они важны не только для Израиля. От ситуации на Ближнем Востоке зависит нефтяная цена, а нефтяная цена торчит в стоимости любого товара. Для России цена на нефть вообще один из важнейших элементов экономической жизни.
В Израиле - свыше миллиона выходцев из бывшего СССР, которых там для простоты называют русскими. "На четверть наш народ", как пел Высоцкий. По доле русскоязычных в численности населения Израиль приближается к странам СНГ и балтийским республикам. И даже эта доля побольше будет, чем, допустим, в Армении или Литве. Многие израильские русские не знают иврита и вообще языков не знают, поэтому Первый канал и "Россия" для них - главные телеканалы. Понимают ли это на Первом канале и "России"? Осознают ли свои реальные возможности влиять на политику в мире? По-моему, не очень понимают. Впрочем, нельзя требовать от людей мгновенного осознания того, что обычно приходит со временем. Ведь политическая обстановка меняется быстро, а стереотипы мышления не могут меняться столь же быстро.
Что показывают наши главные каналы о выборах в Израиле? Скандал с Шароном и его сыном (якобы взяли взятку от бизнесмена), репортаж о прерванной трансляции пресс-конференции Шарона. То есть ровно то, что показывали все мировые каналы. Как будто речь идет о Канаде или об Австралии. А где же настроения русской улицы, эмигрантские истории? Где в конце концов рассказ о русских партиях Израиля, о русских политических лидерах? Почему никто не сказал, что за несколько месяцев до выборов была образована Прогрессивная либерально-демократическая партия Израиля во главе с Александром Редько, которая предлагает избирателям сближение с Россией и создание тройственного союза Россия-Израиль-США для борьбы с мировым терроризмом? Они же, прогрессивные либерал-демократы, предлагают Израилю вступить в СНГ! Почему главные каналы не послали на весь месяц журналистов со спутниковой тарелкой, как в Якутию или Калмыкию? Или борьба с Кирсаном для нас важнее, чем влияние на Ближнем Востоке?
В свое время Советский Союз ставил на арабов. Израиль советское руководство не любило, потому что опасалось, что в случае хороших отношений с Израилем это маленькое, но важное государство будет иметь сильное влияние внутри СССР через советских евреев, а те будут размывать основы социалистического строя. Теперь все изменилось. СССР нет, социалистического строя нет, арабы - наши конкуренты на рынке энергоносителей. Кто конкурент нашего "Газпрома" помимо Норвегии? Алжир, Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты поставляют нефть на мировой рынок, где Россия тоже кормится. Россия дает в США очень мало нефти, а арабы очень много. Хотелось бы наоборот.
За последние двенадцать лет Россия очень много потеряла во внешнеполитическом плане. Мы потеряли Восточную Европу, Балтию, даже Украина теперь заграница. Мы утратили влияние в Африке и Латинской Америке, даже в нашей Центральной Азии. Но за эти же ходы мы приобрели два сильнейших преимущества: мы кардинально улучшили отношения с Израилем и Китаем. Парадокс заключается в том, что эти два обретения могут стать гораздо важнее в плане влияния на мир, чем все потери. Если, конечно, мы воспользуемся ими.
Мы содержали Восточную Европу, поставляли болгарам и полякам дешевую нефть. А зачем? Чтобы они хвалили нас? Помогали африканцам, чтобы те досаждали Америке. Обучали узбеков и таджиков в институтах, чтобы те построили независимые государства.
Теперь же мы можем сотрудничать только исходя из прагматических соображений. Россия может, например, поставлять в Израиль энергоресурсы гораздо ниже мировых цен, а взамен иметь высокие технологии, в том числе и в обороне. Мы могли бы тогда попросить Израиль повлиять на США по ряду важных для нас вопросов. И если бы в Израиле русский язык стал государственным, это сильно повлияло бы на многие страны мира. И совместные действия против ваххабитских центров тоже были бы весьма разумны. Имея влияние в ряде арабских государств, например в Ираке, Ливии, Сирии, Россия тоже могла оказывать полезное политическое содействие Израилю.
Америка и Россия в 40-е годы стали папой и мамой Израиля. Потом в течение десятилетий родители выполняли свой долг: папа - дядя Сэм - давал деньги, мама - Россия - посылала на Землю обетованную своих детей. Дети выросли, созрели, многое поняли. Теперь детки должны вспомнить о своей маме, а мама - съездить повидать своих детей.