-Чем ваша концепция телеканала отличается от концепции ваших предшественников?
- Это будет совсем другой канал. В эфирном телевидении у нас конкуренция сверхъестественная. Нет ни одной страны в Европе, где по выходным можно увидеть 3 блокбастера, идущих одновременно на разных каналах.
Очень серьезными конкурентами являются федеральные государственные каналы - "Россия", Первый канал, потому что объем денег, который вкачивают туда, просто колоссален. Денег, сопоставимых с теми, что есть у Первого канала, себе не может позволить ни один другой канал. Конкурировать в такой ситуации лоб в лоб невозможно. Мы ищем незанятые ниши.
На отечественном телевидении очень хорошо делаются три вещи: новости, криминальные сериалы и "синие" игры, построенные по принципу вопрос-ответ, например, "Кто хочет стать миллионером?". Так вот, нам туда не нужно. Одно из стратегических решений - отказ от безликого кинопоказа. Мы решили стать лучшими в одном жанре и выбрали кинокомедии.
- Как вы думаете, может дециметровое телевидение в России стать окупаемым?
- Само название - дециметровое телевидение - неправильное. Например, в Петербурге мы вещаем на таком же метровом канале, как Первый, "Россия" и НТВ. В большинстве городов-миллионников у ТНТ тоже метровые частоты. Москва - это одна из больных зон канала ТНТ. Мы надеемся решить эту проблему. Цель канала - стать эффективным бизнесом. Думаю, в следующем году мы утроим доходы.
- За счет рекламы?
- Конечно. По прогнозам, в следующем году будет потрачен 1 миллиард долларов на рекламу на всех каналах Москвы и Санкт-Петербурга, не считая региональные рынки. На 9 каналов это приличная сумма.
- В последнее время реклама приносит значительную прибыль. Такая ситуация стабильна или со временем возможно перераспределение на рекламном рынке?
- Рекламный рынок не упадет. Я считаю, что в ближайшие 10 лет рост рынка рекламы будет опережать общий подъем экономики, потому что структура потребительской корзины очень сильно меняется в сторону потребления марочных товаров. А именно производители марочных товаров тратят деньги на рекламу. Есть такой интересный показатель - объем рекламного рынка по отношению к ВВП. В Америке, по-моему, на рекламу тратится не менее 1% от ВВП, а в России этот показатель около 0,5%. Это говорит о том, что у рынка есть возможности для серьезного роста.
- С кем у вас заключен контракт по рекламе?
- У нас в холдинге "Газпром-медиа", куда относятся НТВ и ТНТ, есть внутренняя структура НТВ-медиа, которую возглавляет Сергей Пискарев. Эта компания на 100% принадлежит холдингу "Газпром-медиа", и мы через нее продаем свои рекламные ресурсы.
- Вы можете прогнозировать поведение Минпечати, когда у вас закончится лицензия?
- Автоматически не продлить лицензию нельзя. У Дарьял-ТВ были всяческие нарушения и предупреждения, полученные еще при прежних владельцах. Если канал не накопил двух предупреждений, то никаких проблем нет, ему обязаны автоматически продлить лицензию.
- А нет ли опасений, что на вас отыграются за НТВ, занимающего довольно жесткую позицию по отношению к Кремлю?
- В информационном вещании у журналиста вообще не должно быть позиции. Тем более политической позиции. Вокруг НТВ поднялась какая-то кампания, которая дезинформировала общественность, и Кремль в том числе, по поводу освещения НТВ штурма здания, где шел "Норд-Ост". На самом деле было не так, они вышли в эфир через несколько минут после того, как все закончилось. Считаю, что ситуация будет разрешена, потому что это неправда, и я не думаю, что на ТНТ будет кто-то отыгрываться.
- А у вас лицензия когда заканчивается?
- Лицензия у всех на 5 лет, по-моему, еще 4 года осталось.
- Может ли сложиться такая ситуация, что рейтинги дециметровых каналов начнут опережать метровые?
- Такое деление каналов неверно. Все другие каналы в разных городах тоже имеют дециметровую частоту, в том числе и ВГТРК.
- А могут ли каналы, входящие сейчас во второй эшелон, войти в шестерку лидеров?
- При наличии нормальных рыночных законов это вполне может произойти. Но их нет. Государство продолжает поддерживать государственные каналы, в то же время не ограничивая их коммерческую деятельность. И в данной ситуации рывка каналов второго эшелона произойти не может просто потому, что на рынке созданы неравные условия работы.
Безусловно, сближение будет. Первый канал в последние пять лет уступает свои позиции. Похожее развитие телевизионного рынка было в Америке. Такие сети, как CBS, NBC, ABC, в свое время все вместе занимали около 90% всего рынка. Потом появились нишевые каналы, которые стали отбирать аудиторию у больших каналов. Я считаю, что каналы-лидеры будут таковыми являться еще в течение длительного времени, но их падение неминуемо. В то же время рост каналов, которые предназначены для более узкой аудитории, тоже очевиден. Последние годы это доказывают.
- И кого вы хотите потеснить?
- На будущий год мы планируем стать минимум каналом # 5. Думаю, мы окончательно потесним канал РЕН-ТВ. Мы хотим быть в четверке лидеров. Для этого мы разработали стратегию. ТНТ - это "зонтичный" брэнд, который в себе собирает 7 программных брэндов, каждый из них будет специализироваться на чем-то одном. Концепция канала звучит так: ТНТ помогает...
- И кому вы помогаете?
- Всем.
- А увеличились ли инвестиции в телеканал с вашим приходом?
- ТНТ в этом году живет по утвержденному еще до меня бюджету. Никаких денег помимо ранее отведенных каналу выделено не было. Другое дело, что в первой половине года траты были минимальны. Мы осуществили рост за счет того, что оживили многие программы, которые умерли до этого на НТВ, например "Продолжение следует" с Юлией Меньшовой.
- В последнее время между каналами образуются альянсы: НТВ-ТНТ, Первый-СТС. Это случайность или закономерность?
- Альянс Первый-СТС - это российский феномен, а НТВ-ТНТ - естественная история, потому что у нас один владелец - это "Газпром" и банк Еврофинанс. Компании, которые находятся у одного владельца, должны помогать друг другу.
- А есть ли у подобных альянсов будущее или каждый канал должен развиваться самостоятельно?
- Будущее, безусловно, есть. Потому что есть возможность выступать единым фронтом в плане покупки сверхдефицитного продукта. Например, продажи рекламы каждого канала отдельно дадут меньше денег, чем если действовать совместно.