Бессмысленно сейчас обсуждать операцию по освобождению заложников "Норд-Ост". Это уже факт истории. Совсем недавней, но истории. Конечно, вопросов много. Конечно, ответов меньше, чем вопросов. И к телеканалам тоже очень много вопросов. Стоило ли освещать так подробно? Нельзя ли было отодвинуть тарелки с журналистами подальше? Нельзя ли было ограничиться только информацией представителя ФСБ? Впрочем, эти вопросы тоже уже риторические. Произошло то, что произошло. Назад ничего не повернешь.
Но остается главный вопрос - что же будет в Чечне? Есть ли у нас какой-либо план? И это уже не риторический, а сугубо практический вопрос. Я считаю, что пора развернуть дискуссию об урегулировании в Чеченской Республике. Создать, возможно, постоянно действующий круглый стол по этой проблеме с участием политических "мозговиков" и видных чеченских деятелей. Пока круглый стол будет собираться, я готов поделиться своим видением "кавказского тупика".
Строго говоря, для Чечни есть два плана. Первый - сталинский, второй - американский. Сталинский план в России хорошо известен - поэтапное или быстрое (в зависимости от воли Кремля) уничтожение всех и всего. Современные возможности усиливают реальность этого плана. Поскольку этот план хорошо известен, прост и понятен, я не буду на нем останавливаться подробно.
Американская модель, наоборот, большинству наших сограждан практически неизвестна. Речь идет о схеме управления, внедренной американцами в послевоенной Германии и разгромленной Японии. А они сделали следующее. Американцы понимали, что в Германии и Японии сильные милитаристские и вождистские традиции. Что бы их разломать, нужно не допустить рождение нового диктатора. Поэтому первые лица в этих странах - президент и император - имеют лишь символические полномочия и не наделены реальной исполнительной властью.
Главная власть в этих странах в руках парламента. Правительство формируется парламентом. В таких условиях канцлер или премьер - всегда продукт компромисса, а не помазанник божий на земле. Однако крупных бывших нацистов американцы к политической жизни не допустили. Военные базы свои они не вывели до сих пор. На всякий случай. Спецслужбы Германии и Японии были подвергнуты многократной реорганизации, пока они не потеряли свою былую силу. Размеры армии и военной промышленности были резко ограничены. Почему немцы и японцы так хорошо делают свои "Мерседесы" и "Тойоты"? Потому что им запретили делать ракеты и военные суда. А инженерные головы там есть... И всю свою силу они вложили в автомобили и телевизоры. Плюс на начальном этапе был план Маршалла, то есть деньги на восстановление.
Что мы можем сделать для Чечни по американской модели? Во-первых, парламентская республика. Президент не нужен. В Чечне каждый чеченец сам себе президент. Каждый глава государства будет работать только на себя и своих родственников, а остальные будут его ненавидеть. Но в отличие от Средней Азии кавказец не будет слушаться и кланяться. В горах действует горская демократия - в моем доме я хозяин, в твоем доме ты хозяин. В условиях парламента авторитетные люди из разных районов и сел сами будут делить деньги, ругаться, строить свою власть. Из своего состава пусть они формируют правительство, назначают премьера, делят бюджет, принимают законы. И это все без Москвы. Пусть телевидение круглосуточно транслирует дебаты. Одно условие - крупные боевики, виновные в массовых убийствах, и ваххабиты в парламент не допускаются. Никаких Масхадовых. (Американцы же не пускали нацистов.) Парламент должен, наверное, состоять из двух палат. То есть будет два спикера и один премьер. Кадыров может стать премьером. В одной из палат должны быть только старейшины - депутаты возрастом свыше 60 лет. Должен быть свой план Маршалла для Чечни. И контролировать деньги должен один из амбициозных федеральных политиков - чтобы был стимул претворить этот план в жизнь. Допустим, будет план Немцова - Хакамады. И Немцов будет знать, что в случае банального разворовывания денег виновным будет лично он. Но деньги нельзя давать без политических реформ. На местах, в селах и городах - тоже мини-парламенты.
Спецслужбы Чечни надо многократно реорганизовывать, чтобы они не превращались в банды. Сливать и разливать министерства. Менять министров. Следует определить, какие виды бизнеса развивать в Чечне помимо нефтяного. Ясно, что военных заводов нам не нужно.
Самое главное - чеченцы должны почувствовать, что Москва готова передать им власть. Как субъекту единой России, естественно. Именно "им", а не какому-нибудь "ему". Что Москва готова помочь материально. Но Москва никогда не отдаст власть бандитам, которые будут промышлять набегами. И Хасавюрта больше не будет тоже. Чеченцы должны переодеться в модные костюмы, взять в руки кейсы, побриться, снять кроссовки, запрятать в саду автомат и пойти... в парламент. Теперь там будут делить деньги, собственность и влияние.
Давайте не забывать, что американцы и русские вели с немцами кровавейшую многолетнюю войну. А потом немцы стали самыми близкими союзниками американцев и русских. Гораздо ближе, чем те, кого мы от немцев освобождали.