Она промечтала все детство. Промечтала возле зеркала, которое потом забрала из отчего дома в свою гримерную. Если можно назвать гримерной пустую комнату с неудобным маленьким столиком, с обрезком трубы вместо шкафа для костюмов и обшарпанным креслом для гостей. А на Орловском телевидении Наталья Деева проработала много лет, и ее знает каждый, кто включает по вечерам телевизор.
У программы новостей Орловской телерадиокомпании - самый высокий рейтинг в области. Многие считают, что это не из-за качества самих новостей, а потому, что читает их "наша Наташа", так называют диктора Наталью Дееву зрители и коллеги. С годами диктор, читающий всякую всячину, и зрители - творец и потребитель этой "всячины", - срастаются, чтобы понимать друг друга поверх слов. Зритель не подозревает, глядя на нее, что на студии вечно холодно, нет буфета. Еще зрителю невдомек, что она вовсе не читает, а вспоминает пропущенный через себя текст. Орловская телерадиокомпания не имеет телесуфлера. Впрочем, не замечает этого и сама Наталья. В детстве, крутясь возле трехстворчатого зеркала, перед которым гримируется, она брала в руки книгу, надевала мамины очки и воображая себя профессором, шпарила придуманные на ходу лекции.
Позже поняла, что хочет быть диктором и никем другим. И в Институт культуры пришла, чтобы выучиться на телеведущего. Перед экзаменом напросилась на свидание к единственной в то время женщине-диктору, подробно расспросила, что нужно уметь и знать, чтобы получить право на профессию.
Как многие из девочек, выросших в деревне, она мечтала прежде всего о том, чтобы все задуманное свершалось по порядку. До третьего курса это удавалось более чем успешно: окончила школу, стала учиться на режиссера, пропадала на занятиях по мастерству или на спектаклях местного драматического театра. В планах-мечтах последовательно значилось: окончить институт, поступить работать на студию и только потом выйти замуж и нарожать много детей.
К третьему курсу последовательность стала нарушаться. Вначале руководитель курса предложил ей освободившуюся вдруг вакансию. Диктор, известная всему городу, спешно уезжала. Срочно требовалась замена, и Наталья прочитала новости, нисколько не испугавшись прямого эфира. Потом директор студии узнал, что она учится только на третьем курсе, а совместительство не очень-то поощрялось. Решили устроить конкурс, отобрали 20 претендентов, и снова она его выиграла.
А потом любовь, гибель человека, которого полюбила, рождение сына. И, конечно, работа.
Наталья Деева считает свой экранный образ собирательным. Сделала первый шаг к осуществлению давней мечты: создала цикл телевизионных передач о судьбах провинциальных женщин. Про себя она называет этот цикл "Жизнь незамечательных людей", хотя считает, что судьбы людей, ее окружающих, уникальны. И первой авторской передачей этого цикла стала передача о модельере Нелли Калашниковой, чей талант оценен во многих европейских столицах. Калашникова все эти годы следит за сценической одеждой Наташи Деевой. И таких друзей у Наташи много. Все ей чем-то помогают.
Вместе с сыном (он тогда был еще маленьким) вела детскую передачу "Р-бутерброд": 5 минут веселой утренней передачи, где сама изображала Тетю-бротю. И сегодня тоже мечтает о новой детской передаче.
В этом году Дееву пригласили в родной институт на кафедру режиссуры. Курс, который она начала читать, называется "Русская речь в эфире". На первой, вводной лекции она созналась, что в их возрасте, когда только-только пришла на телевидение, отвечая на вопрос: "Чем тебе нравится твоя профессия?" - покривила душой и ответила так: "Для меня это познание мира, новых людей..."
- Тогда я просто читала чужие тексты. И только через 20 лет пришло ощущение, что люди, сидящие по ту сторону, и я сама - это единое целое.
Сегодня Наташа Деева участвует на телевидении в 20 различных передачах. И выступает не только как диктор, но и как соавтор или автор передач.
Наташа - непременный участник всех марафонов и прямых эфиров. Тут ей нет равных. Ее много раз звали на работу в Москву. Она говорит: "Нет, мне хорошо в Орле".
Ее узнают на улицах, постоянно сравнивая при первой встрече: вы, мол, на экране лучше, чем в жизни. Или наоборот. Она смеется и в том и в другом случае:
- Естественно, ведь в жизни я живая.
Людей удивляет ее принципиальная простота.
- Телеведущие ездят в трамваях? - спрашивают при встрече.
Они уверены, что "звезды" летают. Мало кто знает, что получает она 3 тысячи рублей в месяц. Зато у нее тысячи знакомых, которые любовно называют ее про себя "наша Наташа".
Совсем недавно на студию завезли мебель. Современную. Теперь у Наташи появился свой гримерный стол и шкаф. А деревенское зеркало-складень она попросила не менять.
Орел