Самый момент поговорить о музыкальном телевещании. На советском телевидении музыка играла важную роль. Поскольку публичной политики не было, а публичных политиков было несколько человек во главе с "дорогим" Генеральным секретарем, то звездами советской общественной жизни становились артисты, музыканты и спортсмены. Это потом энергичные депутаты, Ельцин, Сахаров и другие подвинули певцов и притянули к себе все общественное внимание. А я помню времена, когда за бутылкой говорили только о Пугачевой.
Конечно, музыканты не вернутся на первое место среди знаменитостей. Рыночному обществу всегда свойственна борьба за влияние, деньги и собственность. Поэтому политики, которые олицетворяют эту борьбу, всегда будут на центральном месте. Но по мере стабилизации общества, роста успокоенности и уверенности населения (дай бог, чтобы это случилось!) музыкальные идолы опять будут отвоевывать свое пространство.
А телепространство для музыки пока что ужасно сузилось. ОРТ показывает только юбилейные и праздничные концерты. Иногда творческие вечера мэтров отечественной сцены. С трудом, как говорят, осталась "Песня года" - великая советская эфирная реликвия, на которой выросли несколько поколений наших людей.
Новых имен OPT за редким исключением не раскручивает. Говорят, что это позиция канала. Берем, мол, только уже состоявшихся. Но, извините, ОРТ- национальный канал, а не частная лавочка. Он обязан раскручивать национальные имена, и не только в роке, но и в попсе, и в других жанрах. И как состояться молодому артисту, если путь на главный канал страны ему закрыт? Нынешним сорокалетним повезло - они вскочили на поезд в середине восьмидесятых, когда Горбачев после застоя приоткрыл дверь. А как быть двадцатилетним? Бегать лет десять по дециметровым каналам, а потом удостоиться права быть показанным утром по ОРТ, причем без титров и одним куплетом, потому что клипы в утреннем канале почему-то безбожно Галя Листова режет? Зачем закрыли "Утреннюю почту" по воскресеньям? Тоже была великая эфирная реликвия.
На РТР дела получше, но ненамного. "Горячую десятку" зачем-то загнали в глухую ночь. Почти как эротическую передачу. "Дневник конкурса Чайковского" переместили на "Культуру". О конкурсе Чайковского особый разговор. Великолепный конкурс, одна из наших сильнейших позиций, никак не раскручивался. Все силы телеканалов ушли на "Забей гол Японии". В итоге забили... Мальчишке из Китая, приехавшему на конкурс, сломали руки во время беспорядков 9 июня. А он мечтал приехать в Россию к самому Чайковскому...
На НТВ серьезного музыкального вещания нет. Ушло оно с ТВ-6, где когда-то при Ване Демидове был эпицентр музыкальных тусовок. Но потом появились мастера кремлевских интриг, и музыка убежала с канала в никуда. Осталась только прикольная передача "В нашу гавань заходили корабли", никак не влияющая на музыкальный рынок.
Единственным метровым каналом, где, как беглые политкаторжане, прячутся музыканты, стал ТВЦ. Там еще что-то происходит. Там еще можно разместить клип, представить новое имя, попасть в эфирный концерт. Вы скажите, режиссура оставляет желать лучшего? Возможно... Но беглым политкаторжанам не до пижонства. Они сегодня боятся потерять единственную крышу.
Есть еще специализированные каналы - МузТВ и МТV. На MTV любят музыку западную и озападненную русскую. МузТВ перешел сейчас в руки новых хозяев, и все тревожно ждут, что эти хозяева придумают.
Я был на концерте популярного артиста канадской государственной филармонии Б.Адамса. Я был потрясен, что огромный зал Государственного Кремлевского дворца повторял вслед за артистом слова его песен. Причем в зале были не англичане и канадцы, а российские студенты, менеджеры скромных фирм, дети. Вот результат последних десяти лет работы нашего ТВ и FM-станций. Еще через десять то же самое будет на концерте в Томске, а еще через десять лет чукчи будут подпевать восьмидесятилетним "Скорпионам". То же самое будет с нашими поэтами, писателями, скульпторами. Потому что они "неформат" наших каналов. А Б.Адаме - формат, и с него денег даже не берут за размещение клипов. Хотя Б.Адамс, слов нет, певец неплохой, и однажды, когда он приезжал в Россию в 1989 году и пел в Останкино на финале конкурса видеоклипов, я тащил его, пьяного в стельку, в туалет, но до мужского туалета не донес, а донес до женского, где две блондинки из танцевального ансамбля приняли клиента от меня и понесли в кабинку. Потом Б.Адамс был очень благодарен мне и особенно девчонкам, но, к сожалению, ничего сказать тогда не смог. Благодарная русская публика. И раскрутят бесплатно, и слова разучат, и до туалета донесут...