История телевидения Таджикистана, как и история этой страны, непроста. До распада Союза таджикское телевидение ничем не отличалось от любого республиканского аналога. С обретением независимости в стране произошел всплеск телевизионной активности. На севере республики в Ходженте появились первые частные телекомпании. Сегодня в Таджикистане выходят в эфир 20 телекомпаний, большинство из которых - частные. 11 из них действуют в Согдийской области.
В период своего становления таджикское телевидение представляло собой комплекс кабельных студий, специализировавшихся на развлекательной продукции. В основном это были пиратские фильмы и музыкальные клипы. После гражданской войны зритель был непривередлив, и его легко было удержать у экрана любым западным боевиком, подчас весьма сомнительного качества. Так, маленькие частные станции в провинции стали завоевывать популярность и постепенно осознали степень своего влияния. Начался период производства собственной продукции: новостей, детских программ, разнообразных ток-шоу. Постепенно стихийно зарождающееся и развивающееся негосударственное региональное ТВ стало общественно значимым явлением. Станции все больше привлекали внимание, результаты которого оказались неоднозначны: одни, становясь популярными и оставаясь юридически независимыми структурами, находили "крышу" в лице местной администрации, другие выбирали путь реальной самостоятельности, что подчас приводило к конфликтным ситуациям.
Все передачи республиканского, областного и регионального ТВ начинаются с выпуска новостей. Программы выходят как на таджикском, так и на русском языках. По словам директора Информационного центра Согдийской области Нарзулло Дадабаева, особой популярностью пользуется аналитическая программа "Минбари хукумат" ("Трибуна власти") о итогах недели в области и республике и "Щит справедливости" - о работе органов внутренних дел. Областное ТВ, частично финансируемое из госбюджета, большое внимание уделяет воспитательным и научно-образовательным программам: развлекательно-музыкальная "Радуга" для тинейджеров, "Красота жизни" - для женщин (аналог "Женских историй"), программы о театре, национальной и мировой музыке. А программа "Идоят" ("Просвещение") посвящена трактовке и познанию Корана. По словам Дадабаева, областное телевидение вещает на частотах республиканского канала и уже на протяжении нескольких лет ведется речь о том, чтобы выделить ему отдельный канал и увеличить объем вещания. Но пока на это нет средств, ибо доходы от рекламы нельзя назвать чрезмерными, а бюджетных денег, как всегда, мало.
Еще хуже обстоят дела с негосударственными телекомпаниями. Они с большим трудом решают финансовые проблемы. Рекламодатель у них - нечастый гость, поэтому приходится искать спонсоров. В лучшем случае ими оказываются местные производители, в худшем - местные власти. В обоих случаях подобное финансирование ставит вещателей в ситуацию зависимости.
И все же рекламный бизнес в Таджикистане развивается, эфир приобретает определенную цену. Пока она исчисляется десятками долларов за минуту, однако имеет тенденцию к росту.
Последние два года на юге страны также увеличилось количество независимых телестанций. Особой популярностью пользуются передачи, предоставляемые региональным компаниям некоммерческой организацией "Интерньюс Таджикистана", имеющей целью развитие независимого ТВ. Все телепрограммы, в особенности информационные, пользуются большой популярностью среди населения страны. Они привлекают зрителей прежде всего своей правдивостью, остротой постановки проблем, которые близки жителям данного региона. Этим они в корне отличаются от слишком официозной информационной программы "Ахбор" государственного ТВ. Любопытно, что в ходе предвыборных кампаний политики отдают предпочтение именно независимым ТВ, аудитория которых составляет более 3 миллионов человек, то есть до 60% населения страны.
Собственная продукция телекомпаний составляет от 30 минут до 2 часов в день, время нахождения в эфире - от 5 до 12 часов. Основную часть эфира компании заполняют продукцией других компаний - благодаря договорам с независимыми российскими вещателями. При этом российские программы на государственный язык не переводятся. Перевод не обеспечивается не из нежелания следовать закону о языке, а исходя из технического и материального состояния телекомпании (перевод 3-8 часов эфира может привести компанию к финансовому краху).
Тем не менее в Душанбе ситуация с негосударственным ТВ и радио остается сложной. Две радиостанции, получившие грант от ЮНЕСКО, до сих пор не могут получить лицензию по вине Комитета по телевидению и радиовещанию, что является грубым нарушением местного законодательства, в частности закона о ТРВ.
Работники негосударственных станций в большинстве своем не имеют специального образования, не являются специалистами в области телевидения. Этот вопрос актуален не только для региональных негосударственных станций, но и для государственного телевидения. Это связано прежде всего с отсутствием специализированных учебных заведений. По этой причине эфир негосударственных станций часто выглядит непрофессионально, ведущие, журналисты, операторы, подчас и технический персонал приобретают профессионализм методом проб и ошибок.
Годы экономического кризиса привели к замедлению развития частного телевидения. Оно, впрочем, и сегодня пока находится на этапе становления. Но в отличие, например, от 1995 г. уже можно говорить об определенных перспективах развития. Постепенно восстанавливается экономика, активизируется рынок. Компании встают перед проблемой конкуренции, следовательно, начинают заботиться о грамотном подходе к бизнесу и подготовке соответствующих кадров, уделяя этому гораздо больше внимания. Все это приводит их к мысли о развитии концепции вещания, равномерного распределения времени между собственной и приобретенной продукцией. Кроме того, делаются попытки объединения. Выживут те, кто сможет более всего удовлетворить потребности аудитории и привлечь рекламодателей.
Душанбе-Москва