Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей России
- Эдуард Михайлович, что значит подписание протокола для российской телеиндустрии?
- Протокол носит совершенно конкретный характер, открывает новую страницу во взаимоотношениях наших ассоциаций, дает возможность стать на новую ступень. В документе отражены три главные позиции.
Первая - это развитие общемировой телевизионной и радиоиндустрии. Поскольку NAB проводит крупнейшую в мире выставку телевидения и радиооборудования и Конгресс по новым технологиям в Лас-Вегасе, а НАТ проводит подобную выставку в Москве - "Tele Radio Broadcast Expo" (крупнейшую не только в Восточной Европе, но и на всем Евразийском пространстве), сотрудничество позволит нам координировать действия в процессе внедрения новых технологий в нашу индустрию. Ведь не секрет, что одна из основных частей телебизнеса - это технологии и оборудование.
Второй проект - это программа "Sister stations", которая будет координироваться столичными штаб-квартирами, но будет происходить напрямую между местными станциями в США и России. Мы будем создавать теле- и радиопрограммы о жизни провинции двух стран.
Третий проект посвящен социальной рекламе. Как только что говорил Эдвард Фритц, бюджет социальной рекламы в Америке уже приближается к 10 миллиардам долларов, это фактически половина бюджета России. Однако, несмотря на столь потрясающие показатели США, у нас тоже есть достижения в этой сфере. Развитие этого сектора - одно их главных направлений нашей ассоциации. А конкретные приемы работы, методика американская, думаю, помогут нам это направление развивать - чтобы и рекламодатели, и рекламные агентства, и вещатели понимали, насколько это важно для бизнеса, для общества - иметь такой инструмент, с помощью которого мы объясняем, зачем нужна реклама как таковая и какова социальная функция телевидения и радио.
- Кто будет участвовать от российских вещателей на предстоящем саммите?
- Состав нашей очень маленькой делегации определяет администрация президента России. До последнего момента это будет держаться в секрете. Я в курсе кандидатур, которые обсуждаются. Одну из них я знаю, но не могу назвать.
- Это вы?
- Нет, это представитель печатной индустрии. А вокруг электронных масс-медиа идет дискуссия. Здесь очень много ярких, авторитетных фигур. Это мог бы быть Олег Добродеев или президент нашей академии Владимир Познер. Я бы отдал свой голос за них.
- Вы знаете, кто будет представлять американских вещателей?
- Я об этом не спрашивал ни посла США, ни руководство американской администрации.
- Что будет пытаться донести представитель России до президентов двух стран?
- Суть в том, что в России все-таки есть, будут и должны развиваться свободные средства массовой информации. Это главное. Все остальное - очень важно, но второстепенно.
- Каково ваше отношение к тому, что происходит вокруг ТВ-6?
- Я считаю, что, во-первых, нужно доводить каждое начатое дело до конца. Если власть продемонстрировала, что она до конца может довести ситуацию с Березовским и Гусинским, то почему не дойти до конца с командой ТВ-6 и не дать ей то, что было обещано? Обещали задушить олигархов - задушили. Обещали дать возможность людям работать - дайте! Не рубите этой несчастной кошке хвост по частям. Нужно как можно скорее разрешить ситуацию, иначе это и юридически, и этически неправильно.
Эдвард Фриц, президент и главный исполнительный директор NAB (Национальной ассоциации вещателей)
- Как подписание протокола повлияет на отношения между нашими странами?
- У нас давние дружеские отношения с Россией и с индустрией вещателей в России. И сегодня, подписав этот протокол, мы углубляем наше взаимодействие. Мы представляем местные радио- и телестанции в США, как и НАТ в России. И очень рады тому, что наши отношения развиваются.
Ирена Лесневская, президент телекомпании REN-TV
- Что подписание протокола будет означать для вещателей?
- Подписание означает, что Россия пытается встроиться в мировую систему. У нас очень быстро развивающееся ТВ. Вообще оно у нас хорошее, хотя его привыкли хаять. Но по сравнению с тем, что происходит в мире, у нас на ТВ зачастую бывает ручная работа. Отказываться от этого нельзя. Нельзя идти за голым рейтингом, это всегда плохо. По крайней мере на своем канале я за этим четко слежу.
То, что НАТ объединяет такое большое количество независимых, частных и государственных компаний и разрастается с каждым годом на 10-15%, свидетельствует, что он стал настоящей корпоративной организацией. То, что, отстаивая интересы отрасли, НАТ подписал такой договор, дает возможность быть представителем в Восточной Европе и через себя осуществлять большие проекты.
- Нашей ассоциации до американской, наверное, очень далеко?
- Так же далеко, как и нашему рекламному рынку до американского, где минута рекламы стоит сотни миллионов долларов. Но мы очень быстро пролетели тяжелый, трудный путь. Мы начали понимать что-то в бизнесе. Поняли, что телевидение - это не только то, что вижу и слышу, но и сумасшедший бизнес. Мы быстрообучаемые, и это дает возможность развиваться.
- Ваше отношение к происходящему вокруг ТВ-6?
- Грустно. Я уже несколько лет произношу только это слово. Надеюсь, что они быстро выйдут в эфир, как можно скорее. Без него они как без кислорода! Думаю, все закончится тем, что им выдадут лицензию. Но то, что юридически все было неправильно с самого начала - очевидно. По-видимому, нельзя было проводить конкурс, не ликвидировав прежнее ТВ-6. Так что параллельно будут развиваться чисто юридические скандалы, не политические. Это уже не будет "спорами хозяйствующих субъектов".