Основные группы влияния в Ярославской области ясно понимают, что телевидение - основной инструмент влияния на массовое сознание, хорошее пропагандистское средство и убойное оружие в период выборов. Сегодня все местные телеканалы находятся под контролем той или иной группы, от которой зависит их будущее. Отсутствие полностью независимых, коммерческих телеканалов сказывается на качестве программ и уровне профессионализма сотрудников. Ярославскому зрителю нередко приходится смотреть второсортные местные передачи, а некоторые каналы на манер "НТВ - настоящее телевидение" называют "настоящим сельским ТВ".
Сегодня телерынок области жестко поделен между тремя каналами. Наиболее консервативный из них - ГТРК "Ярославия", которая объединяет под своим началом телеканал с наибольшим охватом региональной аудитории и проводное радио, вещающее на частоте "Радио России". Государственный статус и достаточно большое бюджетное финансирование избавляют компанию от проблем выживания, присущих коммерческим студиям. Отсюда аморфность, вялотекучесть и медлительность в работе, практически полное отсутствие новых форм привлечения аудитории. "Ярославия" - самый откровенный и яростный проводник политики губернатора области Анатолия Лисицына и его приближенных. Среди них - вице-губернатор Николай Воронин и замгубернатора, его бывший пресс-секретарь и бывший корреспондент радио Ирина Скороходова. Официозность и отсутствие какой-либо критики в адрес губернатора - визитная карточка этой компании. А сам Лисицын - главный герой информационных программ ГТРК.
Среди журналистов ГТРК зовется "семейным предприятием", где правят бал отец и сын Якунины. Руководит ГТРК Сергей Якунин, выросший от корреспондента до директора областного радио. После вынужденной отставки оппозиционно настроенной к губернатору Валентины Курикаловой он стал председателем "Ярославии". Якунин успел стать одним из близких к Лисицыну людей: в период выборов он делал преференции в пользу губернатора в ущерб его конкурентам. Сын Сергея Якунина, Владимир, сделал на "Ярославии" головокружительную карьеру. Из осветителей выбился в ведущие журналисты, стал начальником отдела новостей, войдя в "пул доверенных людей" губернатора. В то же время "Ярославия" - хорошая кузница кадров для других СМИ. Отсюда уходят в газеты, на другие ТВ-каналы, в пресс-секретари (у губернатора и в областной Думе за прессу отвечают "проверенные" люди из "Ярославии"). За последние полгода из-за отсутствия перспективы и низкой зарплаты ушло около двух десятков операторов и журналистов. Теперь компания вынуждена показывать программы многолетней давности.
Наиболее авторитетный и быстроразвивающийся "Городской телеканал" создан в 1993 году. Его вещание распространяется на несколько десятков километров вокруг Ярославля. Своя "священная корова" здесь - мэр города Виктор Волончунас. "Антигерой" - Анатолий Лисицын и его окружение. Пропаганда действий мэра не случайна: 53,2 % акций находятся в муниципальной собственности, 14,26 % принадлежат муниципальному предприятию "Ярославльводоканал" и 6,44% - близкому к мэрии ООО "Горстройзаказчик".
"Городской телеканал" берет зрителей информационными программами, в которых старается походить на новости НТВ. Здесь представлена вся палитра - власть и скандалы вокруг нее, убийства и подробности происшествий, репортажи из зала суда и выдавливающая слезу социалка. Именно сюда поступает большинство жалоб и звонков жителей города с просьбой решить их проблемы. Доверие телеканал старается оправдывать.
8 октября в ярославском эфире прозвучали позывные новой телекомпании ООО "Независимое Телемедиа" (НТМ). Она в основном транслирует программы РЕН-TВ, а в 19.00 перекрывает их собственными новостями. Амбициозный проект появился на свет благодаря финансовым вливаниям основного собственника - гендиректора ОАО "Ярославский шинный завод", лидера регионального отделения объединенной партии "Единая Россия", близкого к губернатору, Николая Тонкова. Говорят, на создание канала он уже потратил несколько миллионов долларов. Его фирме ООО "Раббер" (от англ. "резина") принадлежит 75% акций ООО "Независимое Телемедиа", которое иногда называют "Николай Тонков Медиа". В этот проект бизнесмен, считающийся одним из перспективных политиков, чьи амбиции могут распространяться и на пост мэра Ярославля, и на пост губернатора, втянул и администрацию области (10% акций), и ГТРК "Ярославия" (15% акций). Поначалу компанию возглавлял сидящий на двух креслах председатель ГТРК Сергей Якунин, потом его сменил молодой исполнительный директор Александр Кукин. Достичь самоокупаемости - одна из главных задач канала. Новый канал переманил с ГТРК большинство операторов и журналистов. Здесь лучшая техника, а зона вещания скоро может догнать "Ярославию". Канал забрал себе лакомый кусок у своих конкурентов - трансляции местных футбольных и хоккейных матчей (Николай Тонков - президент футбольного клуба "Шинник"). Близость к губернатору хозяина "Независимого Телемедиа" накладывает отпечаток на содержание его новостей - глава региона Анатолий Лисицын и объединенная партия "Единая Россия" здесь тоже являются "священными коровами".
Ярославль