Парадоксальный факт: вооруженные силы у России есть, и пока немалые, а полноформатных военных программ на российском телевидении, тем более на общенациональных каналах, фактически нет. Время выхода в эфир на ОРТ телепередачи "Служу России" (воскресенье, 8.10,) настолько неудачно, что широкая публика ее практически не видит. По этой причине обсуждать достоинства и недостатки этой передачи не имеет особого смысла, тем более что по степени лакировки действительности она достаточно близко стоит к телепродукции советских времен. В более смотрибельное время на ОРТ идет, например, программа о животных - "Сами с усами", что само по себе говорит о расстановке приоритетов на российском телевидении.
К немногим добрым исключениям из общего правила можно отнести совершенно незаслуженно исчезнувший с голубого экрана вместе c злосчастным ТВ-6 "Забытый полк" Евгения Кириченко. Однако принадлежность этой передачи к чисто армейским была довольно спорна. Несмотря на все ее очевидные достоинства, она исследовала очень важный, но тем не менее достаточно узкий сектор военной проблематики. Отдельные фрагменты, связанные с современными проблемами Вооруженных сил, бывают в программах Андрея Караулова "Момент истины" и Михаила Маргелова "Наша версия. Под грифом "Секретно" на ТВЦ, однако их появление на экране не имеет ярко выраженного "периодического закона".
Таким образом, программа Игоря Прокопенко "Военная тайна" на РЕН-TВ имеет все шансы возглавить рейтинг армейских телепередач, если он будет когда-нибудь проводиться. Однако сильно испортить впечатление от вполне добротной программы может открытие новой рубрики "Личное дело", в которой в прошедшее воскресенье дебютировал российский министр обороны Сергей Иванов. В этом выпуске "Военной тайны" ведущий озвучил, как принято говорить у военных кадровиков, "характеризующий материал" на главу военного ведомства. Но таким образом, что после программы захотелось как минимум поставить на одну доску создателя русской регулярной армии Петра Великого и сегодняшнего министра обороны России. Вот только с блестящими личными данными Сергея Иванова современное положение российских Вооруженных сил как-то не совпадает. В это воскресенье Игорь Прокопенко собирается открыть "личное дело" Владимира Рушайло. Однако при таком, как у Прокопенко, подходе к материалу вовсе не исключено, что уже вечером выходного дня секретарь Совета безопасности России и, скажем, Жозеф Фуше будут казаться телезрителям равновеликими фигурами. К тому же непонятно, как "Военная тайна" как таковая сочетается с бывшим главным милиционером страны.
Характеризуя имеющиеся на сегодня на российском ТВ телепередачи на военную тему, следует подчеркнуть, что названия армейских передач откровенно однообразные, если не сказать более - убогие: или обязательно типа "служу" или же что-нибудь непременно грифованное, "секретное". При этом как-то упускается из виду, что после разглашения военной или государственной тайны через телевидение повестка в суд не заставит себя долго ждать. Поэтому "секретные материалы" или "военные тайны" объективно не могут быть представлены в передачах подобного рода.
Что касается попыток создания (а таковые замыслы, насколько известно, существуют) или же реанимации полномасштабной военной программы (по типу "Служу Советскому Союзу") на любом из общенациональных каналов, то ее авторам будет достаточно трудно провести свое детище между Сциллой лакировки армейской жизни, если она будет создаваться структурами, близкими к Минобороны, и Харибдой откровенного паразитирования на болячках Вооруженных сил - тот факт, что сегодня армия откровенно больна, общеизвестен. Совершенно очевидно, что огромной важности задачи военно-патриотического воспитания населения страны, которую власти впервые за последнее время стали выдвигать на первый план, ни первым, ни вторым способом не решить. При этом неизвестно, что будет более разлагающе действовать на массовое сознание россиян - лакировка военной действительности или тряска армейскими лохмотьями.
Вполне возможно, что в сложившихся реалиях выходом из положения могли бы стать уже неплохо зарекомендовавшая себя программа "Оружие России" или какая-либо созданная военно-историческая передача, которая бы без особых усилий пробуждала в гражданах чувство гордости за историю своей армии. Современное состояние российских Вооруженных сил пока повода для подобной фанаберии не дает.