Революцией на рынке медиаисследований называют создание нового устройства для измерения теле- и радиоаудитории представители компаний TNS/Gallup Media и Arbitron. На прошлой неделе они провели совместную пресс-конференцию, на которой представили портативный пипл-метр (ППМ). С его помощью медиаисследователи надеются получать более точные рейтинги теле- и радиокомпаний.
Исследователи аудитории медиа до сих пор используют два главных метода работы с респондентами: дневники и пипл-метры. Суть первого проста: респондент постоянно записывает названия теле- или радиопрограмм и продолжительность их смотрения или слушания в течение дня. Второй метод - гораздо прогрессивнее. Специальное устройство (пипл-метр (ПМ), его еще называют ТВ-метром) устанавливается в отобранных семьях и подключается к телевизору. Включить телевизор имеет право каждый член семьи, предварительно нажав на специальном пульте кнопку с обозначением его имени - таким образом исследователи получают более точные данные об аудитории телеканалов. Устройство посекундно фиксирует переключения каналов. Однако оно не может сказать исследователям, кто из членов семьи присоединился к вам в течение просмотра какой-то программы. Кроме того, устройство не принимает радиосигналы (исследователи аудитории радиостанций по-прежнему используют только дневниковые записи).
Руководство двух названных компаний готово кардинально изменить ситуацию в измерении аудитории электронных СМИ, и в этом им может помочь новое устройство - ППМ.
Устройство, размером с пейджер, так же посекундно, как и классический ПМ, будет фиксировать специальный код, посылаемый вещателем. Отличие от классического ПМ состоит в том, что сигнал может передаваться и радиостанциями, а это значит, что исследования аудитории радио станут более точными. Отсутствие влияния памяти - главный плюс для радиоизмерений.
Основное отличие ППМ от обычного ПМ состоит в том, что прибор можно носить с собой, он никак не связан с телевизором. Главное - подзаряжать его по ночам и держать включенным. Пассивное измерение - одно из основных преимуществ ППМ, он не требует каких-либо усилий со стороны респондента. Устройство также не требует специальной установки, как традиционный ПМ, и пользоваться им достаточно легко.
Революционность технологии состоит в том, что сигнал, закодированный телекомпаниями и радиостанциями, будет распознаваться устройством везде - дома, на даче или на улице - там, где вы слышите волны радио или звуки включенного телевизора. А потому измерения можно будет проводить 24 часа в сутки 365 дней в году. А это значит, что "внедомашнее смотрение", как говорят специалисты, будет учтено впервые.
Несмотря на то что об устройстве в России объявили только сейчас, ППМ - уже 10 лет. Arbitron стартовал с этим проектом в США еще в 1992 году, вплоть до 1997 года было проведено более 25 технологических тестов, а осенью 1998 года была запущена первая "пилотная панель" в Манчестере. До октября 2001 года участие в пилотных исследованиях приняли 300 человек в Манчестере, еще 300 сейчас принимают участие в Филадельфии. Ожидается, что до 2003 года устройство опробируют 1500 респондентов в США.
Однако, как считают в Arbitron, Россия даст новые возможности для измерения теле- и радиоаудитории. Здесь считают, что отсутствие долгой истории исследовательских данных поможет рынку быстрее подключиться к внедрению новой технологии и телеканалы и радиостанции с готовностью пойдут на этот эксперимент. Если в Америке на переход к новым измерениям уйдет не менее пяти лет, считают в Arbitron, то в России этот проект может стартовать уже в будущем году. Ясно, что первые испытания пройдут в Москве с участием 500 респондентов.
Между тем, пока обе компании пока заявляют только о намерениях запуска нового проекта, для его старта необходимо принципиальное согласие всех или большинства участников рынка. Однако руководство и Arbitron, и Gallup убеждено в том, что вещателям новая технология придется по душе - всем компаниям нужны более точные рейтинги.
О цене данного проекта представители обеих компаний пока предпочитают молчать, заявляя лишь, что его запуск обойдется вполовину дешевле, чем запуск пипл-метров. Здесь предполагают, что за возможность получать точные рейтинги будут платить и радио- и телевещатели.