Игра всегда была популярна в обществе, потому что мобилизовывала таланты и способности участников для победы, порождала азарт и материальная или моральная выгода становились неукротимым стимулом - будь то игра на щелчки (вспомним Попа и Балду из пушкинской сказки) или страсти вокруг зеленого сукна с карточной колодой (см. "Пиковую даму" того же автора).
Игра в нашем бытии и быту - это допинг жизни, аналог счастья, клонированный неуемной природой человека. Поэтому не стоит удивляться появлению на ТВ в последнее время обилия игровых шоу. Другое дело, телеигры с героями "навылет" и выявившийся во многих из них стабильный вектор в сторону агрессивной жестокости. Вообще-то выбывание игроков - необходимое условие игры, будь то высшая футбольная Лига или детская считалочка, выбирающая, кому водить в прятках. В этих случаях выбывание определяют либо личные качества и способности участников игры, либо, как в ситуации с детской считалочкой, - Его Величество Случай.
Игровые передачи "Слабое звено" (ОРТ) или "Алчность" (НТВ) отмечены предельной жестокостью. Кануло в Лету время, когда в нашем обществе культивировалось "Поле чудес" (ОРТ) с его борьбой за приз и утешительной усатой улыбкой ведущего, а также возможностью засветиться на экране и передать привет. Здесь в соревнование иногда вступали интеллектуальные способности "полевых" участников. Нынче правит бал дарвиновский принцип "естественного отбора" - побеждает не сильнейший и умнейший, а слабейший или подлейший, способный выдавить своей подлостью сильнейшего. То же "Слабое звено" делает ставку не на знания участников и их эрудицию, а на возможность побороть сильного противника подлостью, подкупом, чтобы остаться-таки в материальном выигрыше. "К деньгам - через трупы!" - истинный лозунг телеигр последнего времени. То, что шоу с правилами "навылет" пошли валом на отечественном ТВ, - оптимальное отражение реалий нашего общества. Впрочем, не исключена и гипотетическая версия: программы ориентируют зрителей на определенный вариант жизни, стиль и способ выживания.
Отдельный разговор о телешоу "За стеклом" (ТВ-6) и "Последний герой" (ОРТ). При всех неимоверных затратах последнего шоу "стекольщики" переиграли "героев". Загерметизированность пространства "За стеклом" вызвала к жизни самые темные, покоившиеся на дне души инстинкты. Побеждает тот, кто сподличал. Так, участники "застеколья" сговорились против Толика, который в случае выигрыша хотел оставить полученную квартиру себе, чтобы жить там со своей девушкой. Это нарушало договоренность остальных - разделить выигрыш между собой. Зрители наблюдали, как против невступившего в заговор Толика был организован новый заговор, в результате которого отступника вышвырнули из-за "стекла"...
Фрейд считал обязательным условием нормального человеческого существования чувство стыда. Вряд ли можно согласиться с создателями "застеколья", утверждающими, что сверхзадача новой передачи - лишить новое поколение комплексов. Кстати, никто из придумщиков идеи "декомплексации молодежи" не познакомил участников "За стеклом" с некоторыми печальными итогами западных аналогов этого телешоу, идущего под названием "Большой брат". А между тем в Японии несколько человек покончили жизнь самоубийством, а в Польше мальчика-участника вывели из помещения в смирительной рубашке - прямиком в дурдом...
Не стал исключением и "Последний герой", где новые робинзоны между спорами о кокосовом молоке вершат суд над человеком. При этом они руководствуются отнюдь не физическими и интеллектуальными качествами гипотетического изгоя (среди этих качеств есть и такие полезные в экстремальных условиях, как сообразительность, чувство команды и т.д.), а отталкиваются лишь от своей субъективной точки зрения: "Наталья старалась влезть в каждое дело с чрезмерными советами и настойчивостью"; "Она отзывалась на все наши предложения, но сама она ничего не предпринимала"... Иными словами, такие априорные достоинства, как отзывчивость и настойчивость, в оценке человека выносятся за скобки. Что и требовалось доказать. Так, искаженные критерии оценки человека определяют его судьбу.
Если говорить о рейтингах, которые стали качественными показателями, то они, как известно, необъективны, и у каждой рейтинговой системы - свое "слабое звено". По стране идет перекрытие передач, выходящих в прайм-тайм, региональными теленовостями, что не учитывается при подсчете рейтингов. Понятно, делать привлекательные передачи, ориентированные на просветительство, трудно. И хотя такие передачи есть на ТВ, но их единицы.
Конечно, Россия может перенимать западный телеопыт, но и откладывать в сторону чувство национального достоинства и калькировать почти все игровые проекты с западных вряд ли стоит. Россия всегда пыталась развивать свой опыт, вписывая его в мировой контекст цивилизации.
Объективно инициатива телеменеджеров - создателей вышеозначенных программ - идет вразрез с инициативами власти подвести под наше общество тектоническую плиту экономической стабильности; сделать молодое поколение грамотным, образованным, нравственным; консолидировать общество; ликвидировать национальную рознь. Телепередачи с играми "на выживание" типа "Слабого звена" или "Алчности" полярно разведены с этими попытками власти. Они культивируют разъединительные тенденции, рецидивы стравливания участников. Существующее экономическое и социальное расслоение общества в контексте программ усиливает агрессию. Власть дует в свою дуду, телеменеджеры - в свою, явно не думая о политических последствиях своей "игровой" безалаберности.