-Почему вдруг вы решили выйти на свет и появиться на экране?
- Я проработала в качестве пресс-секретаря канала достаточно времени и захотелось проявить себя в ином качестве.
- Идея программы о дачных поселках, в которых живут известные люди, принадлежит вам?
- Год назад я сказала генпродюсеру НТВ Александру Левину, что хотела бы делать собственную программу. Вместе с главным редактором журнала "Мезонин" Наташей Барбье мы подготовили пилотный выпуск программы "Квартирный вопрос", но вскоре начались события с НТВ, и стало не до этого. Когда же мы оказались на ТВ-6, Александр Левин предложил мне делать "Дачников". Так что идея передачи принадлежит не мне, а ему.
- Можно предположить, что вы стали вести эту программу благодаря тому, что каналом руководит ваш муж - Евгений Киселев.
- Этот упрек ко мне не относится. Я работаю на телевидении 9 лет и уже научилась понимать, какая программа плохая, какая хорошая.
- Ваше желание стать ведущей ваш супруг одобрил?
- Я не спрашивала у него разрешения на это.
- Знаменитости кажутся многим небожителями. Предполагается, что у них все было прекрасно - зарплата, машины, пайки, дачи... Но выясняется, что за видимым благополучием скрывается если не трагедия, то драма, связанная с той чудовищной эпохой, в которой они жили.
- Абсолютно благополучных судеб, наверное, нет. Я считаю, что судьба каждого человека интересна, и это не зависит ни от профессии, ни от места жительства. Но за городом, на даче они могли чувствовать себя более свободными в той несвободе, в которой они жили. Почти у всех наших героев, самых известных, жизнь достаточно трагична. Рассказывая о Переделкине, мы говорили о Фадееве - человеке ярком, талантливом, но вместе с тем глубоко несчастном, загнанном в тупик и от того покончившем жизнь самоубийством. Так же трагически окончила свою жизнь Лиля Брик. Под конец жизни она была страшно одинока.
Совершенно сумасшедшая жизнь была у одного из самых известных физиков в мире Льва Ландау. У него выкрадывали научные идеи. А когда после автокатастрофы он был прикован к постели, то и вовсе оказался никому не нужным. О нем нам рассказывали его соседи по поселку. С родственниками же мы встретиться не могли, ибо его жена давно умерла, а единственный сын не живет в России.
Потрясающая судьба была у Лии Соломоновны Штерн. Микробиолог, генетик, академик, она была единственным членом Антифашистского комитета, которого не расстреляли. Она женщина совершенно необыкновенная, причем необыконовенность не в том, что умерла она девственницей, и девственностью очень гордилась, а в том, что будучи всемирно известным ученым она приехала из Германии в Советский Союз и выбрала себе эту жизнь. Каждая человеческая история удивительна и эксклюзивна.
Приезжая в известные подмосковные дачные поселки, мы узнаем и много трогательных и забавных историй. Так, Настя, внучка Маргариты Алигер, рассказала, как однажды под Новый год они пришли с елкой к Белле Ахмадулиной, и она стала снимать с себя украшения и вешать на эту елку. В этом жесте легкость и непредсказуемость поэтессы. А еще Настя рассказала, как в детстве она с друзьями хоронила птичек и мышек под верандой у Анатолия Рыбакова. Они приносили на их могилы цветочки, улыбались ему, и довольный Рыбаков, не подозревавший о захоронениях, считал, что цветы приносят ему.
- На какую аудиторию вы рассчитываете?
- Я не люблю делить людей на интеллигентных и неинтеллигентных. Мы рассчитываем на тех, кто читает книги. Надеюсь, что даже если человек никогда не слышал, кто такой Александр Фадеев, то, посмотрев нашу передачу, он, может быть, захочет взять и почитать его книги.
- Когда создавались элитные дачные поселки, жить в них могли только избранные и сами дачи казались верхом роскоши. Как смотрятся они сейчас?
- Я помню, когда мы жили в Переделкине, и писательские дачи казались прекрасными. Сейчас эти поселки потеряли кастовость, рядом с шикарными сооружениями новых русских эти дома кажутся неухоженными жалкими развалинами, хотя они все равно полны очарования и красоты. Это печально. Но с другой стороны, новые русские приносят с собой хорошие дороги, налаженную канализацию - словом, способствуют улучшению места.
- Вы сами являетесь тоже "дачниками" или предпочитаете жить в городе?
- Мы стараемся жить на даче. Когда открываешь окно и вдыхаешь свежий воздух, ощущаешь себя совсем по-другому.
- В вашей телевизионной семье взрослый сын. Он хочет связать свою жизнь с телевидением?
- Нашему сыну Алеше 18 лет, а нашему внуку Георгию полгода. Алеша телевидение не любит, и корни этой нелюбви мне понятны. Он с самого раннего детства видел, что папа всегда занят, понимал, какая тяжелая работа быть телеведущим. Когда он узнал, что и я стала вести свою программу, то сказал: "Теперь и ты будешь занята так же, как папа". Он предпочитает нормальную жизнь. Сейчас учится, а потом будет заниматься дизайном моды. Его жена избрала ту же специальность, что и он.
- Чего бы вам хотелось от жизни?
- Покоя. Если у меня будет свободное время, я наконец-то смогу разрисовать новую раму для зеркала.