Недавно всенародная передача "КВН" (ОРТ) отметила сорокалетний юбилей. Было много фанфар, возник телесериал "40 лет шутя", появилась дочерняя передача "Планета КВН", вести которую в духе нынешнего телевремени стал отпрыск ведущего "КВН"... Юбилейная встреча команды ХХ века и команды ХХI века стала, может быть, одной из самых примечательных за всю историю этого неоднозначного явления как нашей тележизни, так и отечественной молодежной субкультуры. Неоднозначного потому, что сатирических передач для молодежи у нас на ТВ нет. Кое-как заполняли нишу оэспэшники и Верка Сердючка со своим "СВ-шоу" (не поминать же всуе, вкупе и втуне "раздевательную" "Империю страсти" Николая Фоменко!), но вскоре эти худо-бедно смехотворные программы выплеснулись из молодежного русла и стали любимыми программами для всей семьи. Для молодежной сатирической субкультуры "КВН" является нетипичной передачей уже потому, что дифференцированное деление по возрастной вертикали (а в юности у каждого возраста - свой смех, свои объекты, формы, приемы и способы насмешничества) в конечном счете было сведено к усредненному смеховому знаменателю. Странно видеть взрослых дядек с бизнес-пузиком, лбом, закономерно переходящим в затылок, и крутым мобильником рядом с "безбашенными" студентами - в одной телеупряжке, на одной сцене, под руководством одного дирижера, под прицелом одного жюри.
Кстати, о жюри. Его самоназначаемость вызывает первые подозрения, что о реальном игровом соперничестве в этой игре не может быть речи. По инерции публика встречает каждого члена ареопага аплодисментами, однако если спросить, чем известен тот или иной член жюри, возникнет заминка. Ну, положим Юлию Гусману вылепили всем гуртом образ КВН-гуру (почему именно Гусману? потому что - в друзьях? или директор Дома кино?). А почему Леонид Парфенов? Или - Антон Комолов, Максим Галкин? Впрочем, двоих последних, видимо, ввели в качестве представителей от молодежи. Почему Константин Эрнст, культивирующий самодостаточную неулыбчивость (положение, что ли, обязывает?) является третейским судьей в профессиональной оценке юмора, сатиры, иронии? Скорее всего гендиректор ОРТ олицетворяет телевласть (как раньше ее олицетворял в том же жюри какой-нибудь комсомольский функционер). Но в таком случае можно было предугадать, что субординационное лизоблюдство никогда не было в чести у молодежной аудитории.
Феномен КВН не знает аналогов. Через него прошли многие наши звезды ТВ, культуры, политики, бизнеса. Репутация "кузницы кадров" неоспорима. Неоспорим и прошлый опыт общественного протеста, осуществляемый самой динамичной и демократической частью общества - студенчеством. Но это - в прошлом, фонд для реляций о былых заслугах. Нынче "КВН" стал оптимальной формой буржуазного телевремяпрепровождения, способом запрограммированного и хорошо отрежиссированного развлечения, прибыльным шоу-теле-бизнесом. Естественно, что у каждой команды есть спонсор, который обеспечивает житье-бытье в столице, кормежку, костюмы, реквизит, декорации и, разумеется, банкет (равно - в случае победы или поражения). Кроме морального удовлетворения (это сладкое слово "меценат"!) спонсоры имеют свои интересы в сфере концертной деятельности команд, которые в области "чеса" могут дать фору некоторым поп-рок-кино-теле-звездам. Нужно ли уточнять, что в последнее время спонсорство команд КВН вошло в моду у губернаторов и мэров в целях устойчивого пиар-напоминания о себе. И уж конечно, некоторое время назад стал притчей во языцех спонсор бакинской команды - правительство Азербайджана.
Но главное в КВН, конечно, шутки, приколы, розыгрыши, пародии, импровизы... Последние, впрочем, приказали долго жить. Разве что ведущий Масляков и Гусман поиграют на публике в натужный "пинг-понг" перезрелого остроумия: со сцены - в жюри, из жюри - на сцену! Публика хлопает!.. Конкурс "Разминка", уходящий корнями в далекие 60-е, когда КВН еще был "клубом веселых и находчивых", стал реликтом. Умение шутить за 30 секунд - для этого талант нужен.
Авторы передачи упиваются собою, любимыми, смеются своим траченным молью остротам. А в них из года в год эксплуатируются одни и те же стереотипы - шутят над эстрадными звездами, время от времени делают попытку поострить насчет политиков. Ельцина, Горбачева и Путина не пародировал только ленивый. Дальше - тишина! Никаких социальных проблем команды не видят, не хотят видеть, бояться видеть. Приехав в столицу из российской глубинки, команды начинают острить по поводу столичных проблем. Это и понятно: им еще возвращаться домой, где в небе зощенковским ершиком висит лучезарная инвектива: "Ни-зя!"