Удивительные вещи иногда приходится наблюдать. Александр Любимов, представляя свой новый проект "Последний герой", повествует не столько о качестве и новизне своего продукта, сколько обсуждает и критикует передачу, которая выходит на другом канале, имеет другой формат и никоим образом не похожа на то, что собирается выпускать он сам. Это может говорить, к примеру, о серьезных внутренних комплексах при подготовке и выпуске собственного продукта, а также и о том, что как минимум человек не уверен в успехе своей передачи и высоких рейтингах, а также в зрительском интересе, какие сумела обеспечить себе передача "За стеклом" на ТВ-6. Не станем уделять внимание разбору особенностей последней: кому-то она может нравиться, кому-то кажется быдловатой. Так или иначе, программа обеспечила главное для телевизионных профессионалов - высокий рейтинг, не нарушив при этом действующего законодательства.
Здесь-то и вырисовывается другая важнейшая проблема, а именно - г-н Любимов, как всегда, скромно умалчивает, кто является производителем его передачи. Ведь особенностью телекомпании ОРТ является то обстоятельство, что канал практически (за исключением информационных передач) своего собственного ничего не производит. И в этом главное отличие именно этого канала от всех других. Не секрет, что главным поставщиком телепродукции для ОРТ является известная телекомпания ВИД, в которой одним из главных лиц, если не главным, является г-н Любимов. Он же является одновременно первым заместителем генерального директора ОРТ с правом финансовой подписи. В случае с "Последним героем" никто не может утверждать, что производителем новой передачи выступает телекомпания ВИД, хотя очень на то похоже. Не исключено, что может иметь место типичная и очень некрасивая ситуация для ОРТ, когда ее руководители сидят на двух стульях и средства ОРТ с помощью человека, который канал возглавляет, перекочевывают в другую, но его же собственную структуру. И здесь может возникнуть законный вопрос: почему же акционеры не спрашивают о том, каким образом человек сам себе заказывает продукт и может ли он вообще совмещать должности в структурах с прямо противоположным коммерческим интересом?
Как представляется, именно отсюда вырастает телевизионная неуверенность, выраженная в поливе грязью продукции конкурента. Мы же можем только догадываться почему. Вероятно, смета составлена непомерная или деньги, может быть, расходуются не так, как они должны расходоваться, если бы этот канал был независим от какой-то сторонней компании. И все эти "если" и "бы" приводят к очевидному. Можно же было объявить тендер (если ОРТ само не может ничего производить), который могла бы выиграть некая телекомпания. Она бы и произвела нужный продукт наилучшим образом. И вполне возможно, что именно этой телекомпанией могла бы парадоксальным образом оказаться ТВ-6, которая выпустила бы для ОРТ аналог высокорейтинговой передачи.
Все это, впрочем, околотелевизионные аспекты, которые, если внимательно присмотреться, на самом деле таковыми не являются, а являются сущностными. Поскольку именно они и дают понимание того, что реально происходит.
И вот что еще. Если припомнить претензии НТВ на некоторые торговые марки ТВ-6 ("Забытый полк", "Итого"), неглупо было бы поинтересоваться: на кого зарегистрирована марка самого рейтингового информационного продукта в России - программы "Время"? И тут снова рождаются тревожные подозрения, что эта марка может и не принадлежать ОРТ. Понятно, что такая информация тщательно скрывается. И если когда-нибудь на ОРТ сменятся акционеры, что они увидят, когда придут? Ведь ничего, кроме груды старого железа, может и не обнаружиться.