-Чтобы жить такой жизнью, надо ее очень любить. Иначе рано или поздно произойдет сбой...
- А у меня выбор есть, что ли? Человек привыкает к определенному режиму. Когда он постоянно в движении, в работе, а потом вдруг начинает отдыхать, у него возникает адреналиновая тоска. Прилетаешь в Питер, бродишь по Невскому или на дачу едешь. Сутки ничего не делаешь, как вдруг возникает своего рода голодание. Нужен стресс.
- Чем заполняете паузы между стрессами?
- Вот вчера ночью после монтажа пришел домой в три часа, выпил красного винца, в четыре лег, отдохнул до шести, встал и поехал в аэропорт. У меня нет такого понятия - отдых. В прошлом году впервые за десять лет выбрался в отпуск: съездили с женой в Италию. А вообще для меня лучший отдых - это переключение с одного дела на другое.
- Это когда можно менять тему, программу, в конце концов - канал, где работаешь?
- Я работаю не на канале, а на рынке телевидения или видеопроизводства! Моя компания делала неплохой продукт, он с успехом шел на НТВ. Но пришло новое руководство, творческое в том числе, которое объявило, что "Одному дню" в его обычном виде нет места. Мы не ругались. Просто телевидение - такой бизнес.
- То есть вы считаете себя свободным человеком?
- Да, я вполне свободен. Правда, хорошо знаком и со словами товарища Ленина о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
- Исходя из этого принципа чего бы вы не сделали ни за что на свете?
- Теоретически я могу пройти голым по Тверской, если очень захочется. Но я этого не сделаю из-за уважения к общественной морали.
- Неужели это единственное ограничение?
- Я никогда не организую подставу. Не скажу человеку - приходите ко мне в прямой эфир, мы поговорим о цветах. О комнатных. И при этом достану в студии документы о том, как он украл деньги у сирот, а потом отправился изменять своей жене. Никогда не приходилось бить сзади и ставить подножки. Так что в журналистике у меня много принципов. Хотя с годами их становится все меньше.
- Некоторые, например, считают ниже своего достоинства наблюдать за согражданами в "замочную скважину".
- Да ну? Я убежден, что подглядывать интересно всем. Просто одни в этом признаются, а другие вопят: "Я? Да никогда!" Но устроены-то все одинаково.
- Вы сами в детстве любили подглядывать?
- В женскую баню, имеете в виду? Ну, естественно. Мальчики ведь развиваются вполне предсказуемо. Но поверьте, я из своего опыта очень хорошо знаком с запросами аудитории. Для того чтобы выбрать правильную тему для того же "Одного дня", приходится постоянно мониторить людские интересы и приводить разнообразные мнения к общему знаменателю.
- Воистину вами был обнаружен общечеловеческий интерес! Какими качествами, кроме интуиции, должен обладать успешный журналист, которого выбирают лицом канала?
- Бескомпромиссностью и наглостью.
- Шутка?
- В которой - доля шутки. Нахрап должен быть, комплексовать нельзя.
- Как же быть с понятием журналистской этики? Складывается впечатление, что основная задача работников телевидения - застать своим "бетакамом" врасплох. Девушек в душе, посетителей ресторана с крошками во рту┘
- Предчувствую, что буду еще неоднократно отвечать на этот вопрос, и поэтому предлагаю ввести жесткую классификацию. Одно дело, когда вы - ничего не подозревающий гражданин, и за вами подглядывают. Совершенно по-другому ощущает себя актриса, которая работает на камеру. Да в проекте "За стеклом" камер, этих "замочных скважин", столько! Таковы правила игры, и вопрос об этике неправомерен.
Что касается "мирных" обывателей, то на западе уже давно принято ограждать их частную жизнь при помощи закона. Во Франции на улице нельзя ставить камеру на штатив без разрешения префектуры - полагается штраф. Если вы снимете человека в открытую, можете запросто получить по морде или угодить в полицию.
- Есть ли у вас любимые жанры, в которых все однозначно и легко дается?
- Для меня все хороши, кроме скучного. Могу работать в любом, если нужно: репортаж, интервью, ток-шоу. Я согласился участвовать в передаче "За стеклом", потому что это живой проект. Такого нет на телевидении у нас. Live!
- Что будете говорить тем, кто обвинит "За стеклом" во вторичности: мол, за границей такой проект уже есть?
- Все в мире было придумано до Аристотеля. Все уже вторично в течение многих веков.