-Анатолий Вадимович, продолжается ли сериальный бум на ТВ и каковы перспективы сериальной политики ОРТ?
- Сериальный бум продолжается не только у нас, но и во всем мире. У нас сейчас телевидение существует как зона чисто рыночных отношений. Ниша, в которой мы играем, - мейнстрим, поскольку большое кино находится в резервации, с одной стороны "теснимой" голливудскими фильмами, с другой - европейской эстетской "вязью". Наше телевидение более влиятельно, чем на Западе, по крайней мере ниша кино - и в этом уникальность нашей ситуации. Кино в отличие от телепрограмм - дорогое удовольствие. Это сверхсложное администрационное мероприятие, потому что организовать кино в наших условиях сложно┘ Нет производителей, есть редкие "отдушины" типа "ТриТЭ" - высокие профессионалы, которые могут делать продукцию качественно и в определенные сроки. И еще одна проблема - бюджет. Сегодня практически нет источников финансирования "со стороны". Можно "гулять" только на свои. И мы должны были "поднять этот камень", что мы и сделали. Сегодня известны наши возможности, наши издержки и наша аудитория. Подчеркну: аномально то, что мы с Эрнстом выступаем (вынужденно) в качестве продюсеров. Мы делаем все, начиная от сценарных заявок до переписывания текстов. У нас бывают случаи, когда текст переписывается до 19 раз...
- Есть данные, что национальные сериалы занимают лидирующее положение в рейтингах абсолютно всех телеканалов. Насколько мне известно, один эпизод отечественного сериала стоит 50 тысяч долларов, а купить среднекачественный бразильский или польский сериал можно, уложившись в 10 тысяч. Почему ОРТ предпочитает национальный и дорогостоящий продукт?
- Давайте тогда договоримся о терминах. То, что мы сейчас производим, - это цикл фильмов. Над циклом работают разные режиссеры, повторяется базовая ситуация, и повторяются некоторые актеры.
Наши телефильмы - не мексикано-бразильские сериалы. Почему? Потому что там - квазижизнь. Сновидческое состояние, которым вас накачивают каждый день. Это паракино.
Понятно, что "мыло" должно идти днем. Кино же - вечером. Очень важная вещь, которая дико востребована, - кино предлагает модели поведения. Мы сегодня не марципаны делаем. Мы делаем хлеб. И сегодня хлеб уходит, как в голодное время. Ведь это аномально, когда смотрят только иностранное кино. "Употреблять" исключительно чужую жизнь неправильно так же, как видеть чужие сны. В этом смысле абсолютно закономерен успех собственного кино.
- Хорошо, но как объяснить расхождение: в жизни наш народ ненавидит ментов, а в телекино - обожает. Разве это не расхождение реальности и сновидческой романтики? Как вы это объясняете?
- Очень просто. Это синдром выздоровления. Милиционер стал ненавистным не только потому, что он был таким, - плохих людей всегда и везде хватает, но картина "Огарева, 6", например, предложила модель хорошего поведения, в том числе и для милиции. Потом пошли "ампулы яда" - кино, которое любой ценой хотело понравиться, чернуха, когда главарь банды еще и глава отделения милиции - обязательно! Оголенные концы провода кино засовывало в ванну, где вы сами сидите. Это даже больше, чем садомазохизм, - это социальный суицид, потому что нельзя жить в мире, который ты ненавидишь.
Люди тянутся к актерам, которые играют "ментов", потому что их персонажи добрые. Абсолютно нормальная реакция людей - им хочется знать и верить, что их защищают. Модель "Улиц разбитых фонарей" и "Убойной силы" - это как "17 мгновений" для времен застоя. Герои наших сериалов - простые люди. Они, как и я, каждый день выкручиваются из сложных ситуаций. Им так же тяжело, как и мне. Их победа - это и моя победа над жизнью.
- Действительно ли сериалы оказались "золотой жилой"?
- У нас нет таких финансовых возможностей, которые позволяли бы найти золотую жилу. Все упирается в реальность, а она - далеко не "золотая".
- А если говорить о соотношении "деньги - качество"?
- Я пришел к выводу, что продюсер - это редактор денег, он и отвечает за соотношение - деньги и качество.
- Делать отечественные сериалы выгоднее, чем покупать зарубежные?
- Делать национальные сериалы так же выгодно, как чистить зубы и умываться утром. Умрем или станем культурной колонией, если не будем делать свои сериалы.
- Как вы относитесь к засилью остросюжетных фильмов?
- У людей разных возрастов - разные интересы. Сбалансированное питание - вот что такое телеканал. Это идеальная диета. ОРТ - это семейный канал. То есть практически все наши программы можно смотреть с детьми. Когда Эрнст приглашал меня на работу, он спросил: эротика должна быть на канале? Я ответил: на первом национальном канале - нет. Потому что гарантия качества - не оскорбить и не навредить. И это наша цель, я имею в виду политику ОРТ.