- ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, одна из основных тем, обсуждаемых в преддверии вручения ТЭФИ, - существенное увеличение количества академиков, что в журналистской среде вызвало неоднозначную реакцию. Вы сторонник дальнейшего расширения Академии, поясните вашу позицию.
- Как создавалась наша Академия? Те люди, которые стояли у ее истоков, смотрели в сторону американской Академии телевизионных искусств и наук, а она существует только для того, чтобы ежегодно отмечать лучшие программы и лучших телевизионщиков во всех сферах телевидения. Если мы ставим перед собой такую же цель, то необходимо привлекать к голосованию всех профессионалов. Нет ни одного человека, чье мнение было бы абсолютно непререкаемым и правильным. Поначалу было двенадцать человек, постепенно Академия расширялась по воле самих академиков. Надо сказать, что изначально они рассматривали себя именно как академиков в традиционном для России смысле этого слова - АКАДЕМИК. Я противник элитарного подхода в этом деле. Очевидно, что объективность складывается из суммы субъективностей, чем больше субъективных мнений профессионалов, тем скорее мы подойдем к объективной оценке.
- Тут важен вопрос меры: аристократия довольно быстро превращается в охлократию...
- На мой взгляд, превращение в охлократию невозможно, потому что в данном случае речь идет о профессиональном сообществе. Я не понимаю, почему человек, работающий на большом телеканале в Москве, с большей долей вероятности сможет правильно оценить ту или иную работу, чем человек, работающий, скажем, во Владивостоке. Поэтому я всегда стремился к расширению, встречая безусловное сопротивление большинства членов Академии. Мы постепенно все же дошли до 31 человека, на этом все застопорилось. Попытки избрать новых членов ни разу не привели к успеху. Тогда учредители Академии приняли волевое решение, а у такого рода решений, как известно, есть и плюсы, и минусы. Схема была следующей: каждый из учредителей предлагает четырех человек, которых он хочет видеть среди членов, Академии. И никаких обсуждений. Учредителей 15, таким образом, Академия пополнилась на 60 человек. Очевидный плюс - Академия расширяется (сейчас 93 члена), очевидный минус - это недемократический способ. Но я в таких ситуациях всегда говорю: если демократы не справляются с какой-то проблемой, тут же возникают те, кто способен быстро ее разрешить, - например, учредители.
Таким образом, значительное расширение Академии произошло. Очень важно, что большая часть ее новых членов - это люди из регионов, они составляют почти треть состава. Раньше много и с удовольствием говорили о торжестве столичной тусовки, сейчас в Академии представлены замечательные телекомпании, работающие на Урале, в Сибири и т.д. У нас в стране, к сожалению, отсутствует телевизионное сообщество, нет сообщества журналистского, как, впрочем, и многих других. ТЭФИ стремится к тому, чтобы хоть в какой-то мере собирать профессионалов.
- Вы негативно оценили недемократический способ принятия решения, почему вы с ним согласились?
- У меня было две возможности: либо согласиться с тем, что расширения Академии не будет и мы будем продолжать вариться в собственном соку, либо пусть таким образом, но ситуация радикально изменится. Ведь возникает гораздо более широкий круг людей, принимающих решения, а нас все время пинали за келейность. Отмечу, что эти пинки мне были достаточно безразличны, в нашей прессе утвердилась традиция именно такого, с позволения сказать, анализа. Не принято отмечать то, что можно безусловно отметить, а если уж это делается, то - сквозь зубы.
Расширение Академии я считаю шагом в правильном направлении, новый состав будет склонен к дальнейшему расширению в отличие от существовавшей небольшой группы, стремившейся к обособленности.
- Каким, с вашей точки зрения, должен быть предел этого расширения?
- В конечном итоге я хотел бы, чтобы в этом голосовании принимало участие все телевизионное сообщество, то есть несколько тысяч человек. Но голосовать люди должны по своим специальностям. Это будет стройная система, с будущего года мы начинаем региональные ТЭФИ, в которых будет гораздо большее количество номинаций. У нас до сих пор нет номинаций за лучший костюм и прическу ведущего, за лучший свет, лучшую выгородку и массу других вещей, которые хоть и являются техническими, но для телевидения имеют первостепенное значение. Другое дело, что это необязательно показывать по телевизору. Но устроить торжественный ужин, в рамках которого вручать победителям в этих номинациях ТЭФИ, я считаю просто обязательным. В США, например, церемония вручения премий за технические достижения, за лучшие иностранные телепрограммы, показанные в Америке, и лучшие информационные и спортивные программы по телевизору не показывается. Но это важно для телевизионного сообщества.
Я думаю, что возникшая у нас структура хороша, хотя она и не лишена недостатков: в ней есть свое лоббирование и прочие присущие таким предприятиям вещи. Не бывает так, чтобы все считали происходящее справедливым. Даже в спорте постоянно возникают разговоры о неправильном судействе и ветре, дувшем не в том направлении.
- А как проблема расширения решалась в американской Академии?
- Они ее решали точно так же, но постепенно. Американцы в понятие "академия" вкладывают совсем другое эмоциональное содержание, для них это слово не звучит так многозначительно, как для нас. Поэтому в психологическом плане им расширяться было проще. Нужно помнить еще одно обстоятельство: когда зарождалась американская Академия - а это было 53 года назад, - у них было гораздо больше денег, чем у нас. Члены Академии в США платят взносы, к тому же, когда устраиваются торжественные ужины в честь вручения премий, каждое место за столом стоит тысячу долларов, а мест за каждым столом двенадцать. Всего же столов в зале - сто. Умножьте двенадцать тысяч на сто. С такими деньгами можно работать. Ведь приходится делать огромные тиражи видеокассет, рассылать их, как, впрочем, и массу всяких бумаг, для этого нужен большой штат сотрудников - все это стоит очень немалых денег. Мы пока что гораздо беднее, но мне кажется, что в качестве модели стоит держать в голове американский опыт. Меня в этом упрекают, но я думаю, здесь все просто: поскольку меня трудно упрекнуть еще в чем-то, главным аргументом становится мое американское прошлое. Я считаю, что продуктивный опыт стоит перенимать вне зависимости от того, кому он принадлежит. Но, к сожалению, у нас все еще достаточно распространено странное убеждение: мы не такие, как все, у нас свой путь. Впрочем, всем хорошо известно, откуда у этой проблемы растут ноги.
- В качестве положительного момента вы отметили появление в Академии большого количества людей из регионов. До недавнего времени говорили о столичной тусовке, которая все делит, вы не опасаетесь, что теперь сложатся две конкурирующие тусовки - московская и региональная?
- У меня таких опасений нет. Если говорить о региональном ТЭФИ, то это совершенно отдельный конкурс. Страна будет разделена на несколько телевизионных регионов, где будут проводиться свои конкурсы. Что касается общенационального ТЭФИ, то, конечно, могут быть случаи закулисных договоров, но от этого никуда не уйдешь в любой ситуации - будет в Академии двенадцать человек или двенадцать тысяч. Но мне не кажется, что сложится какое-либо противостояние. Бывают отдельные случаи, когда трудно понять выбор победителя, но в общем и целом побеждают сильнейшие. В прошлом году практически все телевизионное сообщество осуждало НТВ, не соглашалось с позицией его руководства, а львиная доля ТЭФИ была вручена журналистам НТВ. То есть люди, осуждавшие позицию компании, при голосовании выбирали лучшее вне зависимости от своего отношения к тому или иному каналу. Мой опыт работы в Академии говорит о том, что в большинстве случаев профессионализм все-таки берет верх над пристрастиями.
- Надо признать, что любые наши сообщества с неизбежностью приобретают специфику, связанную с подковерной борьбой, стремлением кого-то продвинуть, а кого-то придержать. Вы не устали от этого?
- Устал. Не хочется произносить выспренние вещи, но я болею за наше телевидение, коль скоро меня выбрали, я стараюсь делать что могу. Да, временами хочется все послать подальше. Срок моего президентства заканчивается то ли в этом году, то ли в следующем, точно сейчас не помню. Если меня снова выдвинут на этот пост, я скорее всего откажусь. Я не согласен с расхожей формулой "незаменимых людей нет", но в любом деле не может быть несменяемого президента. Упорство, с которым меня выдвигали и выбирали на этот пост, может быть, связано с тем, что я ни у кого не работаю: я не являюсь принадлежностью ни ОРТ, ни НТВ, ни РТР. В этом смысле я сам по себе. Все знают, что я не стану отдавать предпочтение какому-либо каналу. Думаю, когда будут выбирать нового президента, главной заботой будет выяснение: он чей? Настороженность по отношению друг к другу у нас очень ощущается. Часто выясняют: сколько в Академии людей с ОРТ, сколько из ВГТРК, кто влиятельнее? Непросто будет найти человека, по поводу которого с уверенностью скажут: он ничей. Но ничего - найдут.
- Будет ли у предстоящей церемонии вручения ТЭФИ некое своеобразие? Некоторые обозреватели говорят, что седьмую ТЭФИ можно считать первой, потому что присуждать премии будет новая Академия.
- Я не согласен с этим утверждением. Происходит развитие Академии. Я не думаю, что каждая последующая церемония должна принципиально отличаться от предыдущей. Естественно, компания, являющаяся постановщиком, оформляет ее по-своему. Я как президент имею отношение к утверждению только лишь некоторых принципиальных моментов, не вмешиваясь в саму постановку. В постановке могут быть некие новшества. Сама церемония будет отличаться от прошлых разве что большим количеством представителей российских регионов. Но уже в будущем году это никому новшеством не покажется. Все войдет в свою колею.
- Понятно, что накануне церемонии обращаться к вам за подробными прогнозами нелепо, но можно ли, по-вашему, ожидать резкого увеличения призеров из регионов?
- Насчет резкого - не знаю. Во всяком случае, представители регионов являются финалистами в нескольких номинациях, что само по себе ново. О прогнозах могу сказать такую вещь. С самого начала ТЭФИ мы нанимаем американскую аудиторскую компанию "Ernst & Young", с тем чтобы после тайного голосования она подсчитывала голоса и готовила конверты с именами победителей и названиями программ. За все годы никто заранее не узнал ни одного победителя. В этом смысле мы сработали хорошо и будем впредь продолжать сотрудничество с этой компанией. До церемонии известен только призер в номинации "За личный вклад в развитие российского телевидения", и то он известен мне и очень небольшой группе людей, поскольку необходимо предварительно подготовить материал о победителе. Что касается остальных номинаций, то, повторю, никто ничего не знает. Например, в номинации "Ведущий информационной программы" фигурируют Михаил Осокин, Сергей Ким из Красноярска и Юлия Мучник из Томска, и я понятия не имею, кто победит, но могу сказать, что шансы у всех равны.
- Предположим, победит Ким. Он известен в Красноярском крае, но страна его не знает, это не странно?
- Нет, это решение профессионального сообщества. К тому же для Кима эта победа откроет определенные возможности. Например, в свое время ТЭФИ получила Анна Титова из Екатеринбурга, потом ее пригласили на РТР. Тут надо понимать, что это не приглашение работать в Москве, это приглашение работать на всю страну.
- В таком случае ТЭФИ становится поставщиком кадров для общенациональных каналов?
- В некотором смысле да. Я не вижу в этом никакого минуса. Человек может отказаться от переезда в Москву и станет в своем регионе еще более знаменитым, чем раньше, но может и перейти на крупный канал и стать известным на всю страну: раньше его видели, скажем, только в Красноярске, а теперь будут видеть и в Красноярске наряду с другими регионами.
- Вы могли бы выявить в приблизительном процентном соотношении количество справедливых решений и решений, за которыми что-то стоит? Я имею в виду всю историю существования ТЭФИ.
- На мой взгляд, можно говорить о 95 процентах безусловно верных решений. По многим из них можно спорить, но важно, что спорить есть о чем. Например, сегодня в номинации "Публицистическая программа" фигурируют моя программа "Времена", "Забытый полк" и "Один день". Оставим "Времена". "Забытый полк" - прекрасная программа, сделанная профессионально, толково и с большой пользой. "Один день" - тоже очень хорошая программа. Представлен высокий профессиональный уровень, поэтому положительное решение в отношении любой из них будет справедливым. Так вот, 95 процентов ситуаций именно таких. Бывают странности. Например, факт, что в прошлом году Семен Левин не попал в номинацию "Дизайн", просто не лезет ни в какие ворота. То, что в этом году в номинацию "Репортер" не попал Илья Зимин, - это бред. Не менее странным мне кажется выход "Смехопанорамы" в финал номинации "Юмористическая программа".
Могу сказать с уверенностью: Академия работает вполне прилично, пять процентов брака - это очень хороший показатель...