С ПЕРВОГО ноября на канале "Культура" телекомпания "АСС-ТВ" начинает показ нового цикла "Тринадцать плюс", посвященного столетию вручения нобелевских премий.
Четырнадцать русских ученых, первым из которых был Иван Павлов, удостоились этой премии, поэтому "плюс" в названии символизирует, во-первых, Жореса Алферова, ставшего нобелевским лауреатом в прошлом году. А во-вторых, многих из тех деятелей отечественной науки, которые могли бы стать "нобелантами", но по разным причинам этого не произошло. Это, например, Дмитрий Менделеев, Михаил Цвет, Петр Лебедев. И обстоятельства эти впервые представляются отечественному зрителю в виде журналистского расследования драматических отношений в мире большой науки.
Главный сюжетный ход этого фильма - драматические коллизии, происходившие и происходящие каждый раз перед тем, как его величество шведский король в присутствии почетных гостей вручит очередному лауреату почетный диплом самой престижной премии в мире.
Например, Петр Капица был в числе ее номинантов с конца 1940-х годов, но получил только через тридцать лет. Может быть, поэтому именно этой, столь длинной истории в цикле посвящен не один, а два фильма. А первому из физиков-теоретиков, Льву Ландау, премия была вручена шведским послом в московской больнице, где он находился после автомобильной аварии.
Творческая группа "АСС-ТВ", работая над этим фильмом под руководством академика российской телеакадемии Льва Николаева, впервые обратилась к архивам Нобелевского комитета, который сейчас возглавляет внук его основателя, распоряжающийся процентами той огромной суммы, которую Альфред Нобель еще в прошлом веке положил в банк, с тем чтобы впоследствии ежегодно выплачивать премии достойнейшим из представителей науки, культуры и мировой общественной жизни. У этих денег тоже была своя драма - Альфред Нобель умер бездетным, но его племянники после оглашения его завещания некоторое время оспаривали свои права на его наследство.
Сумма премии в момент ее учреждения была по тем временам чрезвычайно высока - она в десятки раз превышала существовавшую тогда английскую королевскую премию. Кстати, сумма Нобелевской премии ежегодно меняется именно потому, что изменяется банковский процент, предназначенный для разделения между всеми нобелевскими лауреатами.
Любопытно, что цикл "АСС-ТВ", рассказывающий о том, как распределяются эти немалые средства, создавался, как это уже и повелось в нашем научно-популярном телевидении, на средства очень скромные. Например, не удалось воспользоваться съемками шведского телевидения, традиционно держащего монополию на все материалы, связанные с вручением Нобелевской премии. И не удалось только потому, что за них просили деньги, по нашим меркам неподъемные - "каких-то" 400-500 долларов за минуту эфира. Но тем не менее в цикле использовано огромное количество архивных киноматериалов.