- О ЧЕМ будет ваша новая передача и какова ее концепция?
- Аналогичных передач на телевидении пока не было. Я думаю, можно считать, что это проект редкий, не пафосный, но очень познавательный. Идея передачи была сразу поддержана каналом "Культура", что, конечно, радует. Смысл самой программы, кажется, предельно ясен: 5 минут поэзии. Вместе с тем это одновременно и косвенный рассказ об истории поэзии, ее сегодняшнем дне. С одной стороны, мы с грустью наблюдаем, как уходят из жизни поэты старшего поколения, с другой - новые авторы не имеют и малой части той аудитории, которая была, скажем, у Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной или Андрея Вознесенского.
Название передачи "Антология одного стихотворения" несколько условно, поскольку некоторые из авторов программы читают и по два поэтических текста. Ведь понятно, что многие стихотворения коротки и афористичны, часто именно такие стихи бывают наиболее удачны.
Скажу еще вот о чем: пока на телевидении нет записей стихотворений многих современных поэтов, в том числе и тех, которые стремительно уходят из жизни. Так, мы захотели снять Владимира Цыбина, когда его уже не стало (мы позвонили ему через несколько дней после его внезапной смерти). К сожалению, так и не снято исполнение стихов недавно ушедшим молодым поэтом Борисом Рыжим. Я был в дружеских отношениях с Владимиром Соколовым, Николаем Старшиновым, Анатолием Жигулиным, Владимиром Савельевым, Евгением Блажеевским... Мне жаль, что я так и не сумел зафиксировать их своеобразную, яркую манеру чтения на телеэкране, хотя уже тогда снимал телепрограмму "Графоман".
- Ориентирована ли ваша передача на молодежную аудиторию?
- Я бы охарактеризовал сегодняшнюю молодежь термином "неосентиментализм". Несмотря на то что молодые люди сейчас более рациональные и трезвые, они твердо знают, что булки на деревьях не растут, многие из них стараются быть почти демонстративно сентиментальными. Тем самым они упрямо противодействуют иногда слишком циничному и рациональному сознанию своих родителей.
Нам очень важно, чтобы стихи нашли свое место на телеэкране как самом важном коммуникативном средстве страны.
- Вы полагаете, что передача о поэзии может завоевать высокий рейтинг?
- Мне кажется, что говорить о рейтинге на отечественном телевидении не только непродуктивно, но и антисоциально. Судите сами, достаточно в прайм-тайм показать сцену, аналогичную тайной видеосъемке эротической оргии, в которой якобы принимал участие бывший министр юстиции, сразу рейтинг этих нескольких минут станет огромным. Но вот нужно ли это делать? Сегодня от многих телепрограмм просто "веет" коррупцией. Этот запах становится основным и для ряда центральных телеканалов. На Западе давно уже планируют исходить из другой системы рейтинга, такая система, кстати, была и в советское время. Допустим, если мы будем показывать одну программу, профессионально освещающую проблемы балета, значит, все любители этого вида искусства будут ее смотреть. Аналогично можно говорить о фотографии, антиквариате, футболе и т.п. Однако есть области, рассчитанные на более широкую аудиторию. Ну, к примеру, можно делить аудиторию по возрастному или половому признаку - женскую и мужскую. Или еще детскую. Можно пытаться смешить публику. Чем более низок уровень "шуток", чем чаще они опускаются "ниже пояса", тем больше вероятность, что они будут интересны широкой массовой аудитории. А уровень эрудиции, культуры и интеллекта в стране невысок. Но вернусь к поэзии. Пишут стихи у нас очень многие. Не ошибусь, если скажу, что каждый второй молодой человек или девушка в возрасте до 20 лет сочиняли. Для многих этот интерес сохраняется на протяжении еще лет 10. Примерно так я бы определил потенциальную аудиторию программы и, соответственно, ее возможный рейтинг.
- Вы балансируете между Сциллой - впасть в жанр "Избранное" и Харибдой - оказаться субъективным в отборе участников передачи, не отражающем весь спектр нынешней поэзии, которая сейчас явно находится в периоде идейного и художественного разброда и шатания.
- Я не воспринимаю эту программу как избранное, это скорее коллекция поэзии и поэтов. Мой личный вкус участвует в формировании передачи очень опосредованно. Мне важно показать, зафиксировать замечательных поэтов прошлых лет и те направления в поэзии, которые формируются сегодня. Естественно, для того чтобы показывать молодых авторов, надо стараться понять их потенцию, стараться, чтобы ими уже был создан корпус текстов, которые позволили бы судить об их творчестве как о явлении состоявшемся. Среди тех, кого мы уже сняли, - Мария Степанова, Алина Витухновская, Антонина Гостева, Максим Амелин, Инна Кабыш, Андрей Бартеньев - это все молодые литераторы.
- Сразу скажу, весьма спорные имена, а некоторые, на мой взгляд, - просто графоманские.
- "Выстраиваясь в линейку", наши очень короткие программы начинают дополнять друг друга, создавая некоторую интригу. Допустим, классическое стихотворение Эдуарда Асадова "Они студентами были..." соседствует с поэтической "заумью" Андрея Бартеньева - они создают ту убедительную полифонию, которая и передает динамику и контекст сегодняшнего дня.
Когда мы обсуждали этот проект с Андреем Битовым, он спросил меня: "А ты сам будешь читать свои стихи?" Мне пришлось рассмеяться. Конечно, это невозможно, поскольку элементарно неэтично. Есть множество поэтов, которые интересны, ярки. "У поэтов есть такой обычай, в круг сойдясь, оплевывать друг друга..." - эти знаменитые строчки Дмитрия Кедрина любят цитировать. Как бы поэты сами сложно ни относились к творчеству друг друга, для меня важно, чтобы они в этой антологии были рядом. Кстати, ни меня самого, ни моего голоса в передаче нет. Это, как мне кажется, ни к чему. Пять минут будет отдано только одному автору, его личности, таланту, характеру, его голосу.