САКРАМЕНТАЛЬНОЕ "Что наша жизнь? - Игра!" начинает получать оптимальное наполнение. Почти всю рабочую неделю прайм-тайм на двух каналах ТВ отдан игровым передачам. Зритель может посмотреть попеременно: сперва на ОРТ "Кто хочет стать миллионером?" или "Слабое звено" (идут через день), а затем перейти на НТВ и закончить эрзац-игровой вечер "Алчностью" (идет первые три дня недели). Наш разговор о последних развлекательных теленовациях - "Слабое звено" и "Алчность". Новациями вообще-то их назвать трудно. Мы имеем дело с очередными кальками с западных программ. Разнятся ведущие - остаются одинаковыми примитивные вопросы, инфернальная стилистика музыкального и студийного оформления┘ Налицо кризис этого тележанра - и у нас, и, видимо, на Западе. Время, когда на ТВ безраздельно властвовал "полевой командир" Леонид Якубович (ОРТ), ушло в небытие. За ним канул в вечность "О, счастливчик!" (НТВ), 70 процентов популярности которого можно было смело отнести на счет Дмитрия Диброва (плюс раскрутка, плюс новый подход к игре и зрителю, плюс усталость того же зрителя от "Поля чудес"). Когда "О, счастливчик!" ушел на ОРТ и превратился в "Кто хочет стать миллионером?", сложилась амбивалентная ситуация: на двух каналах стали идти две одинаковые передачи - в одинаковом оформлении, практически в одно и то же время. И та и другая программы потеряли в рейтингах. Нынче на место "О, счастливчика!" на НТВ пришла широко разрекламированная "Алчность", а на ОРТ помимо "Миллионера" с Максимом Галкиным появилось "Слабое звено". Таким образом, на ОРТ идут две совершенно одинаковые игровые передачи. Стоило ли ради этого снимать "Спокойной ночи, малыши!", занимавшую несколько минут эфира, чтобы ставить часовые игровые стереотипы? Оставим вопрос открытым.
Замечено, что все наши игры на ТВ сводятся к угадайкам. В "Слабом звене" вопрос задается сначала восьмерым, затем семерым, шестерым и т.д. участникам. Последний получает приличную сумму. Зарабатывают все вместе - получает один! Отдельно - о "принципе выбывания", объединяющем нынешние программы. В "Слабом звене" этот момент основополагающий и, наверное, самый захватывающий. В каждом туре выбывает один человек. Его выбирают сами участники. Включается жесткий психологический фактор. Выбывание игроков решается отнюдь не правилами игры, олицетворяющими справедливость. Команда уподобляется сонму инквизиторов. Закадровый голос сообщает, кто реально был самым слабым игроком в этом тайме, но каждый член команды руководствуется субъективными соображениями. Таков закон джунглей! Сталкивание лбами провоцирует инстинкт выживания. В "Алчности" идет такая же игра на выталкивание. Но и в том, и в другом случаях у ведущих не находится доброго слова для проигравшего. Нынче сентиментальность отложена в сторону (как и спортивная состязательность памяти, интеллекта, начитанности). Впрочем, в "Звене" интересны короткие кадры, когда "выпавшие" игроки комментируют ситуацию, демонстрируя гамму чувств на лицах. Проигравшие крепятся. Кому-то не удается - все-таки мутная зависть поднята-взбаламучена со дна души. Эти страсти и есть то настоящее, что прорывается сквозь условную жутковатость телеигры. Стоило ли добывать это настоящее такими средствами?
Обе программы совершенно не отвечают российскому менталитету. В России термин "алчность" имеет откровенно-негативный оттенок. "Алчность" - грех. По Цицерону, "алчность есть преступное желание чужого". Когда в основу передачи положен грех, позволительно ли говорить о том, что она, передача, построена на этике и эстетике?
Не обойдем вниманием и круг вопросов, на которые приходится отвечать участникам обеих передач. Вот в "Алчности" ставится вопрос: "После какого сериала дачи стали называть фазендой?" - и приводится четыре варианта ответа: "Рабыня Изаура", "Просто Мария", "Санта Барбара" и "Богатые тоже плачут". "Домохозяечный" уровень ответов виден невооруженным глазом. Вопросник новых телеигр - это отнюдь не загадки Диброва и его команды из "О, счастливчика!", над которыми нужно было думать, проявлять смекалку, находчивость, иногда чувство юмора. Планка понизилась.
Отдельно о новых ведущих. "Слабым звеном" руководит Мария Киселева, проявившая себя доселе средним спортивным комментатором. В новой передаче она культивирует имидж вамп-дамы. В отличие от Диброва или Галкина, умевших с честью выйти из неординарной ситуации, в "Слабом звене" произносится заученный текст. Нередко у продвинутого зрителя даже вкрадывается подозрение: не прописаны ли заранее, подобно тексту, и все результаты игры? Явной безликостью отмечен и ведущий "Алчности" Игорь Янковский. Его поведение заимствовано из некоторых сюжетов "Магазина на диване", где типичные америкосы прыгают, орут, улыбаются голливудской улыбкой: "Какой классный велотренажер!" или "Посмотрите, насколько похудела наша Элизабет!" Перекрикивание и жестикуляция дополняют картину.
Симптоматично, что в телеэфир приходят игры жесткого формата. Сопутствующее им почти интерактивное взаимодействие поднимает температуру атмосферы на несколько десятков градусов. Нет сомнения, что обе игры многим понравятся. Адреналин они разгоняют на все сто! Это уж точно.
В одной из последних передач "Слабое звено" победитель игры достойно отреагировал на свой успех: "Не зря голову напрягал в школе, в институте, в аспирантуре..." Впрочем, один остроумец ХIХ века писал: "Счастливейший из игроков тот, кто от игры только разорился". Опять загадка русской души?!