В ЯЛТЕ - самый разгар бархатного сезона. Хорошим развлечением для респектабельных отдыхающих стал 2-й Международный телекинофорум "Вместе". На протяжении недели на набережной Ялты можно было поглазеть на знаменитых гостей фестиваля: Сергея Соловьева, Татьяну Друбич, Станислава Говорухина, Дмитрия Диброва, Николая Дроздова...
Вчера же в Ливадийском дворце Ялты фестиваль был торжественно закрыт и, разумеется, объявлены его лауреаты.
В телевизионной составляющей конкурса, по общему мнению, не было сделано практически никаких открытий. Более того, жюри, которое возглавлял директор московского канала ТВЦ Олег Попцов, вообще не обнаружило ни одной достойной работы в номинациях "Дебют" и "Передача для детей". Причин здесь может быть две. Во-первых, кризис телепроизводства в большинстве стран СНГ (исключая разве что Россию и отчасти Украину). Во-вторых, недостаток информации о ставшем уже регулярном телекинофоруме. Возможно, многие телекомпании просто не знали о его существовании и потому не прислали своих работ.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что большинство номинантов из Москвы представляли именно канал ТВЦ.
Кстати, и Гран-при фестиваля был отдан программе Леонида Млечина "Особая папка". ТВЦ первенствовал и в номинации "Публицистическая передача": программа Алексея Пушкова "Постскриптум" поделила первое место с бывшей программой НТВ "Антропология" Дмитрия Диброва.
В Москву уехала и еще одна награда. Приз за лучшую работу в номинации "Фильмы об индустрии отдыха" получил фильм Михаила Дегтяря "Охота", рассказывающий о весенней утиной охоте, подсадных утках, приготовлении блюд из мяса глухарей и о прочей подобной всячине в формате всего 15 минут.
Кроме этих работ, по-настоящему профессиональными можно назвать еще фильм победителя в номинации "Интеграция. Программы и фильмы к 10-летию Содружества" - "Приднестровье. Время собирать камни" о тяжелых последствиях приднестровского конфликта для Приднестровья и самой Молдавии. Кстати, по слухам, награждение этого фильма вызвало довольно резкую оценку со стороны официальной Молдавии.
Кроме того, в номинации "Информационно-аналитические программы" победила передача "7 дней" из Киева.
Жюри также отметило фильм из Армении "На крыльях танца" (номинация "Научно-популярные и просветительские программы") и из Азербайджана "Джаз Вагифа Садыхова" (номинация "Портрет").
По сути, больше интересных фильмов и программ на фестивале представлено не было.
Традиционную для подобного рода фестивалей награду "За выдающийся вклад в развитие телевидения" получил легендарный автор и ведущий легендарной передачи "В мире животных" Николай Дроздов. Мудрое решение, особенно для бархатного сезона.
НЕСМОТРЯ на то что Международный форум в Ялте именуется телекинофорумом, телевидение в этом году почему-то оказалось даже не на втором месте, а глубоко в тени. Как-то нечаянно и спонтанно оно обрело факультативный характер. Сами номинации оказались изначально рассчитаны на внимание скорее узкого круга специалистов. Трудно представить, чтобы кто-нибудь, кровно не заинтересованный в теме, шел на просмотр работ в номинации "Крым - международная здравница". Даже в деловом режиме не очень увлекательно смотреть множество документальных телекартин, не имея надежды добраться до художественных. Ни телесериалов, ни телевизионных фильмов. А ведь именно эти популярные жанры сейчас формируются и расцветают. Именно они роднят телевидение с большим кинематографом - и в них находит себе применение немало известных актеров, потенциальных гостей форума. Именно они востребованы широким зрителем, оказывая мощное воздействие на формирование новейших социальных и культурных мифов. Телевизионное игровое кино могло стать тем мостиком, который и воплощает специфическую суть телекинофорума. Уж не говоря о проблеме популяризации сравнительно нового начинания среди ялтинцев и курортников.
Однако форум кино и ТВ правильнее было бы назвать не "Вместе", а "Отдельно". Конечно, можно возразить, что и кинокартины далеко не все и не всегда собирали обширную аудиторию, не всегда получали сочувственный отклик коллег и критики. Но кино для кино как вариант "искусства для искусства" - это еще понятно. И концепция "фестивального проекта" уже реально утвердилась в бытовании современного кино. А вот ТВ для ТВ - все-таки нечто несовместимое с понятием телевидения.
Сама программа показов была организована до того камерно и без рекламы, что как публичная акция вообще не могла состояться. Широко, за пределами своего круга озвучить свою преданность телевещанию профессионалы в этой области могли и стремились весьма относительно. Гораздо чаще и громче звучали критические голоса нетелевизионщиков. Невольно вытекали выводы, что телевидение как продукт культуры и цивилизации неинтересно нормальным людям, тем более любящим кино, желающим развлечься или же занятым работой на круглых столах. ТВ оказывалось состоящим из нагнетания всяческих "не". Неискусство, неблагодарное занятие, нечестная коммерция. На круглом столе "Дети и экран: ТВ, кино, интернет" сильно досталось всей детской развлекаловке на телевидении, а в особенности псевдодетскому псевдотелевидению в лице "Телепузиков". Лейтмотивом большинства выступлений была идея дегуманизации сознания с помощью ТВ. На круглом столе "Согласованные законодательные основы защиты национальных экранных искусств" свое суровое слово произнес Владимир Семаго. Он заявил, что ТВ вносит свою лепту в деградацию отечественного кино. Так, существует негласное соглашение между телекомпаниями относительно цен на художественные фильмы США, Западной Европы и России. И российский фильм оказывается возможным продать на ТВ только за сравнительно малую сумму. Как продюсер быстро набравшего популярность "В августе 44-го" Семаго столкнулся с этой системой на собственном опыте.
Ялта