Фото Reuters
Большой Москворецкий мост ночью с 27 на 28 февраля стал центром событий, которые сложно представить в обыденной жизни. Как из какого-то жесткого боевика. Примерно в 11 часов вечера некий человек, отужинав в ГУМе, пошел прогуляться с молодой девушкой по самому центру Москвы (это представить как раз несложно). Вдруг рядом затормозила белая машина, и из нее прогремели несколько выстрелов. Девушка жива, ее спутник – мертв. Буквально через полтора часа мост был перекрыт, приехали большая часть доступного полицейского начальства (включая министра) и чуть ли не сотня журналистов.
Дело в том, что убитый был известным оппозиционным российским политиком. Впрочем, чего там лукавить, политиком – это громко сказано. Когда-то давно, во второй половине 90-х годов прошлого века Бориса Немцова вслух величали будущим президентом и наиболее вероятным преемником Бориса Ельцина. А до этого – самым молодым и перспективным из ельцинской плеяды губернаторов. Однако в 1998 году, после опалы самого Немцова и младореформаторов в целом его политическая звезда угасла. Дальше все покатилось по наклонной. Бывший вице-премьер быстро опустился до дешевых карнавальных шествий в одном строю с Шендеровичем и Лимоновым. Социологи даже вычеркнули Немцова из стандартных своих опросов о доверии. Стабильно меньше процента, вернее, ближе к нулю – это несерьезно.
Однако следует признать, что в последние два года Немцов смог посредством напряжения всех сил добиться для своей партии одного места в парламенте относительно небольшой и небогатой Ярославской области. Пожалуй, после эпического провала на выборах мэра города Сочи это было единственное реальное достижение Немцова.
Оппозиционер по-русски – максимум слов, минимум дела, минимум опасности для действующей власти. Зато тебя любят и ждут западные СМИ, ласково принимают в американском посольстве и с восторгом слушают твои антипутинские высказывания власти соседней страны – ошибки 404 (так сегодня зовут Украину). Очень удобно, учитывая то, что на власть Немцов точно не претендовал.
Тем не менее некоторые непримиримые критики власти сразу обвинили в убийстве российские власти. Дескать, рядом с Кремлем – значит, сам Кремль и убил. С рациональной точки зрения – полная глупость. Позволить, допустить убийство в 500 метрах от сердца России, там же, где через две недели запланированы народные гуляния в честь воссоединения с Крымом? Накануне намеченного оппозицией марша, чтобы консолидировать оппозицию? Чтобы дать западным политикам и журналистам козырь, которым они будут упоенно размахивать, обвиняя власти страны в отсутствии должного уровня демократии?
Как то это выглядит... глупо, скажем прямо. А в чем-чем, а в глупости, в политической нецелесообразности российскую власть мало кто обвинял.
Но кто этот заказчик? Кому выгодно? Если уж мы решили, что для властей убийство Немцова несет только вред и вообще является прямым вызовом и чуть ли не пощечиной, то найти того, кому это преступление было выгодно, – пройти половину пути в поисках настоящего убийцы.
В первые же минуты после известия о гибели Немцова я услышал, что в теракте отчетливо прослеживается ярославский след. Поскольку я неплохо знаю ситуацию в городе, могу сказать, что там сложилась довольно напряженная ситуация – после поражения команды Урлашова победители не создали единого фронта, а, напротив, продолжают делить бизнес. Это накладывается на экономическую стагнацию и естественные проблемы региона. Немцов, победив на выборах в облдуму, активно использовался ярославскими бизнес-игроками для того, чтобы местные проблемы выводились до уровня федерального значения. Немцов помогал усилить позиции одних и ослабить – других. Зуб на него имели многие. И представители строительного бизнеса, и владельцы мебельных контор, и связанные с нефтепереработкой. Но решать вопросы таким образом – это совершенно не в стилистике Ярославля. Пусть тут разбирается, конечно, следствие.
Вторая версия – бытовая. Покойный, известно, любил женщин – женат был несколько раз, жил с разными женщинами, встречался иногда и с чужими женами. Мог ли комплекс Дон Жуана сыграть скверную шутку с российским политиком? Немцов шел с молодой любовницей, а в СМИ на днях прогремел скандал, что, мол, Немцов настаивал на аборте. При всем богатстве покоренных сердец Немцов отличался удивительной легкостью в общении, и серьезных проблем как с покинутыми женщинами, так и с обманутыми мужьями у него не было. Хотя все когда-нибудь случается в первый раз и зарекаться здесь нельзя.
Помимо женщин убитый увлекался Украиной. Украина ведь как женщина – чуть-чуть приятных слов и... Когда СПС провалился на выборах 2003 года (Немцов в этом сыграл свою роль), лидеры партии остались не у дел. И если у Анатолия Чубайса было РАО ЕЭС, то Немцову заняться было нечем. Поэтому он с радостью поехал на киевский майдан поддержать «правых», которые пытались взять власть. Вскоре Немцов стал официальным другом Киева, а с начала 2005 года и почти до конца 2006-го он даже числился «внештатным советником» Виктора Ющенко. Участвовал бывший лидер СПС и в украинском бизнесе (вместе с Тимошенко). После плясок на майдане в 2014 году Немцов вновь был одним из немногих востребованных на Украине российских политиков. Уж больно приятные антипутинские речи слышали от него новые власти Киева.
Неудивительно, что украинский президент Петр Порошенко тут же отреагировал на смерть Немцова официально. Позже он добавил, что Немцов располагал какими-то доказательствами российской агрессии против Украины, за что его, видимо, и убили.
Над словами Порошенко можно было бы посмеяться, поскольку таких «доказательств» в украинском Интернете и СМИ пруд пруди. Но мне не смешно. Ведь на Украине решение политических споров посредством пули – это устоявшаяся практика. Заказные убийства, странные самоубийства, загадочные смерти – все это реальность в которой живет нынешняя страна-ошибка 404. Ранее все проблемы этой пародии на государство ее власти успешно списывали на Россию. Дескать, москали во всем виноваты. В последние дни это делать все сложнее – маятник майдана качнулся назад и ветерок гильотины уже шевелит волосы на затылках украинских Робеспьеров. Переключить общественное внимание на Москву, осложнить позиции Европы и России в рамках минского процесса – значит для киевлян выиграть лишнюю неделю, а то и месяц.
Сейчас мы видим такую же операцию, как и после падения Boeing над территорией Донецкой области. Скоординированная медиакампания на Западе, с тезисами, которые удивительным образом синхронно повторяют как украинские журналисты, так и российские оппозиционеры вроде Собчак и Гудкова. Не прошло и дня – и, как и в случае с Boeing, в западных СМИ начали появляться как под копирку сделанные статьи об убийстве с кричащими заголовками, что, мол, убит главный путинский критик. Все это подозрительно похоже на скоординированную атаку, осуществленную для отвлечения внимания от украинских событий и предоставления заинтересованным сторонам инструмента для давления на Россию. Так было после уничтожения Boeing. Так было после демонстративного (в день рождения Путина) убийства журналистки Анны Политковской.
Наконец, есть еще одна парадоксальная версия, что его убили «друзья»-товарищи по оппозиции. Она была бы, пожалуй почти невероятной, если бы не одно обстоятельство, которое внесло в последний год в жизнь российской внесистемной оппозиции много нового. Зовут это обстоятельство – Михаил Ходорковский. Сидя в эмиграции на прямой связи с западными спецслужбами, он явно претендует на перекройку всей протестной активности в России под себя. Так что в оппозиции с приходом Михаила Ходорковского (его сотрудники, как показало ранее следствие по его делу, знают толк в заказных убийствах) резко обострилась конкуренция. И «сакральная жертва» накануне знакового события, а также, что принципиально важно, в знаковом месте очень не помешала бы для дальнейшей совместной деятельности Ходорковского и США по конструированию столь жаждуемого ими московского майдана.
Таким образом, обстоятельства времени и места убийства яснее всего указывают на возможных авторов этой провокации.
А то, что это убийство – изощренная, циничная провокация, не вызывает никакого сомнения. Провокация, направленная против стабильности нашего государства и спокойствия российского общества. Практически монолитное в последнее время, сплотившееся вокруг воссоединения с Крымом вокруг власти, которая сделала все для возвращения нации чувства гордости за свою страну, – такое общество, конечно, не устраивает очень многих внешних игроков. Им больше по душе общество атомизированное, с подозрением смотрящее на власть, поедающее само себя.
Провокация имела целью внести хаос в общественное сознание. К счастью, этого не произошло. И это еще раз позволяет утверждать, что заказчик преступления находится не в России. Хотя бы потому, что он не знает наших реалий, не может просчитать элементарных реакций власти и социума. Ну и еще потому, что никому внутри страны это кровавое дело было не нужно.
Как бы то ни было, убежден, дело об убийстве Немцова будет раскрыто достаточно быстро. Это, конечно же, в интересах России, в интересах справедливости. А пока следствие разбирается, остается просто принести соболезнования родным Немцова.