Скажу без преувеличения, эта идея должна была прийти мне, а не кемеровским краеведам. Но, увы, именно они – скромные подвижники из города Мариинска – разработали замечательный туристический маршрут «Дорога скорби и печали».
Дело в том, что когда-то через Мариинск проходил знаменитый Московско-Сибирский тракт, по которому шли на каторгу и декабристы, и вольнодумцы, и репрессированные. В 30–40-е годы прошлого века здесь был центр сталинских лагерей – СибЛаг. В расположенном недалеко от города селе Суслове находился один из самых крупных в СибЛаге полуэтапов. Он, к сожалению, не сохранился, но разработчики тура планируют его восстановить: сделать камеры, БУР (барак, огороженный колючей проволокой). Здесь туристам и предложат примерить кандалы. Их, по словам заведующего экскурсионно-туристическим отделом Мариинского музея-заповедника Сергея Шешукова, заготовлено уже около 80 комплектов! Правда, настоящие кандалы весят восемь килограммов, а туристам будет предложен облегченный вариант – весом чуть более пяти килограммов.
Планируется, что туристы примерят кандалы и пройдут по дороге 150–200 метров. Стоить это путешествие в прошлое будет недорого, в пределах 100 рублей. Особые любители экстрима могут переночевать в камере с видом на звездное небо и отведать баланду, приготовленную по старинным тюремным рецептам.
Одно мне непонятно: зачем использовать облегченные кандалы?! Это же все равно что морковные котлеты, обезжиренное молоко или соевый шоколад! Я, например, категорически отказываюсь надевать суррогатные кандалы, мне подавай настоящие – восьмикилограммовые! Но это мелочи.
Я уже мысленно вижу, как по дороге из Мариинска тянется кортеж из сотен, нет, тысяч иномарок. Из автомобилей выходят бизнесмены, поп-звезды, высокопоставленные чиновники в костюмах ручной работы, их жены и любовницы в норковых шубах. Они сбрасывают с себя дорогущие шмотки и примеряют зипуны и телогрейки. Гремят восьмикилограммовыми кандалами, причем некоторые сразу двумя или тремя комплектами. Люди с просветленными лицами бодро переставляют ноги, некоторые бронируют камеры под открытым небом, кто-то на ходу жадно хлебает баланду, приготовленную по старинному тюремному рецепту. В роли экскурсоводов выступают Тина Канделаки и Кондолиза Райс. Они гневно сверкают глазами и бриллиантами и что-то страстно объясняют, подавляя «кандалистов» своими краеведческими и геополитическими познаниями.
Но Мариинск не может принять всех желающих. И вот уже филиалы Мариинского музея-заповедника открываются по всей стране. Оборонные предприятия перепрофилируются на выпуск кандалов. Очаги духовности загораются по всей планете, и космонавты на МКС невооруженным глазом видят мощные духовные вспышки. В школах вводятся основы тюремного выживания. Проводятся соревнования по бегу в зипунах, прыжкам в кандалах, заплывам в наручниках, художественной гимнастике на дыбе. Увлечение кандалами становится повальным и распространяется на весь мир. Все ликуют, едят досыта баланду и звенят кандалами.