Это прямо как у курильщиков оголтелых. Одну выкурил – вторую от нее прикуриваешь. Или как у русских писателей. Рюмку хлопнул – второй запил. Руками в это время третью и четвертую наливаешь. Чтобы не останавливалось развитие, чтобы ширилась демократия и цвел прогресс. Не успела отгрохотать Первая Газовая (за этот год, конечно, а не вообще), уже вовсю ярится Вторая. Вроде бы пришли к соглашению РФ и Украина, газ даже, говорили мне знакомые уфологи и хироманты, пошел – так нет же! Теперь в неравном бою сошлись наш МИД-богатырь и их антисеМИД, другого слова, товарищи, не подберешь.
Кто из вас, сограждане, не любит Виктора Степановича Черномырдина? Все, уверен, любят. Он, как известно, теперь посол РФ в Украине. Трудно ему там. А тут еще обидки и непонятки какие-то начались. Виктор Степанович в своей обычной – изящной и грациозной – манере высказался по животрепещущим вопросам. Ну там, что не стоит украинским представителям говорить о нехватке у России достаточных объемов природного газа. У себя, логично и аргументированно отметил Виктор Степанович, надо смотреть. Не надо заглядывать в чужие карманы, не надо лезть туда, где ты абсолютно ничего не понимаешь. Ну верно же сказал. Не понимаешь ничего в чужих карманах – не гляди. Гляди у себя. И про металлолом верно сказал. Украина, сказал посол, сегодня очень близка к тому, чтобы остаться со своей газотранспортной системой один на один, с металлоломом, зарытым в землю.
А в украинском МИДе почему-то обиделись. Прямо так и вижу эту картину. Сидят дипломаты, прокручивают сотый раз аудио- и видеозаписи высказываний Виктора Степановича и плачут. И скрежет стоит зубовный, и стоны, и вздохи. Томные секретарши заламывают тонкие руки с браслетами, украшенными салом и брильянтами. Самые радикальные, разложив на полу карту мира, плюют на РФ, менее радикальные просто смотрят туда с грустной укоризною. Телефоны не умолкают, все переспрашивают друг друга: слышали? нет, вы слышали? это же полный оксюморон и деградация. И т.д.
Ну и официальная реакция последовала, конечно. Элементарная этика требует хотя бы уважения к стране, в которой ты работаешь. До какой степени нужно не любить страну пребывания, чтобы так вызывающе и цинично о ней высказываться? – сокрушаются дипломаты. Следует осознавать, что украинский и российский народы не простят тем, кто своими заявлениями и идеями искусственно разжигает вражду между ними, – печалятся, пусть и не называя Черномырдина, работники иностранных дел.
А что тут, пардон, циничного и вызывающего, где тут, милые, ненависть? И тем более розжиг этой самой ненависти? Не надо заглядывать в чужие карманы, сказал посол, не надо лезть туда, где ты ничего не понимаешь. А что, наши украинские товарищи считают, что они хорошо в чужих карманах понимают?
Я, кстати, обратил внимание на смену нашей риторики. Пока ГАЗават был на подъеме, официальные лица говорили: «воровство». Потом потихоньку перешли к формулировке: «наши коллеги». Может, нашим соседям, пардон, нашим коллегам больше по духу формулировка про воровство?