С ПЕЧАЛЬЮ наблюдаю я за развитием нездоровых страстей, бушующих в Большом театре империи и вокруг него. Все смешалось в храме искусства. Рождественский, Швыдкой, солисты, кордебалет, критики, журналисты... И каждый дует в свою дуду: не ту ноту взяли, не так антраша выкинули. Можно подумать, сами знают, как именно надо. Подозреваю, просто выпендриваются, образованность показать хочут. А простому любителю прекрасного от всего этого одна головная боль.
Но есть, есть выход из тупиковой ситуации. Оглянемся вокруг без великодержавного пристрастия. И окажется, что бывшие наши провинции способны кое-чему научить высокомерную метрополию. Решительности, смелости, неординарности подходов.
Вот, например, Туркменбаши в очередной раз продемонстрировал, как надо кардинально решать назревшие проблемы национального развития. Своим указом он ликвидировал Туркменский театр оперы и балета. При этом, явно не желая выглядеть волюнтаристом и тираном, мудрый Туркменбаши глубоко обосновал свой сильный ход: "...нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови нет балета". Но и это не вся еще глубина. "Нельзя пытаться привить у себя возникшее в другом месте искусство, надо развивать свое национальное искусство. Я не понимаю балет, зачем он мне", - здраво рассудил Туркменбаши. И уж совсем попутно ликвидировал он госфилармонию, национальный ансамбль народного танца Туркмении и национальный центр эстрады и циркового искусства. Вместо них учрежден Центр, где будет "изучаться культура и искусство туркмен". Вот! Вместо разнузданного дрыгоножества и рукомашества - приличная умственность.
По-моему, грех не перенять столь позитивный опыт. И не только механически перенять, но и творчески развить. Вот, например, телевидение - оно ведь не нашего, не имперского корня будет. Черт знает кто его изобрел. Стало быть, нет его в нашей крови, значит, нечего за него и держаться. Другое дело - родимое радио. Радио, полагаю, можно оставить.