КАК "РЬЯНЫЙ чтец, но критик дикий" не постесняюсь признаться: юбилейный спектакль Большого мне очень понравился. Не то чтобы вкусы мои слишком непритязательны, но трудно устоять перед сценами из "Бориса Годунова" и особенно - перед концовкой. Когда молодой царь, родоначальник новой династии, явился народу под "Славься!" - это было сильно. А главное - мудро. Потому что породило вполне уместные ассоциации и параллели.
Возьмем царя Бориса. Не недавнего, а Годунова. Уже 400 лет назад он умело укреплял режим личной власти. Ради этого даже царевича Дмитрия, как говорят, ликвидировал, который был типичным социал-демократом в силу общего и политического инфантилизма, свойственного его нежному возрасту. А наш тиран что сделал? Тоже ведь подрубил под корень надежду отечественной социал-инфантилии. После чего и развернул свою антинародную идеологию в полном объеме. Так, по крайней мере, утверждают сторонники нашего пожилого Дмитрия. Подверг внутриполитическому аутодафе, инквизитор!
Потом, как известно, Борис (Годунов) помер, наступила смута: "Казаки и поляки нас паки бьют и паки, мы ж без царя как раки тоскуем на мели". Минин с Пожарским поляков выгнали, царя нового избрали, трон восставили. Наступила благодать.
Вот и у нас... То есть тиран, слава Создателю, жив, но сильно поплохел к концу правления. Сплошная пошла смута и развал властной вертикали. Те же казаки, поляки и многие иные-прочие страшно возгордились и слушаться совсем перестали. Нашлись, однако, патриоты: смуту пресекли, "Медведя" выкормили, молодого царя выдвинули, соседей пугнули, своих тоже, вертикаль крепить стали... Сплошное "Славься!" наступило. Правда, музыка не Глинки, а Александрова, но зато слова - Кукольнику и не снились. Словом, все путем, остается дождаться благодати.
А еще говорят, что история если и повторяется, то в виде фарса. Ерунда. Лично я ничего смешного в происходящем не вижу. Если не сказать больше.