ЗНАТОК и любитель архитектурных красот, я всегда восхищался неповторимым обликом славного города Кракова. Королевский дворец, соборы, уютные улочки средневекового центра... Как это прелестно! Но при всем том было ощущение некой незавершенности композиции. Не хватало, казалось мне, последнего мазка, штриха, который сделает облик города прекрасным до невыразимости.
Сегодня мазок был, наконец, нанесен. В Кракове открыт памятник Симону Петлюре. Это событие, имея бесспорное архитектурно-художественное значение, одновременно стало праздником двух братских славянских народов. Тем более что в Краков на открытие памятника великому соотечественнику приехал из Киева шановный пан премьер-министр Украины Виктор Ющенко.
Однако к чувству глубоко искусствоведческого удовлетворения примешивается определенное недоумение исторического характера. Уж я-то хорошо помню деяния Симона. Помню и ребят его, разухабистых сичевиков. Сколько горилки было выпито в веселых походах по еврейским местечкам, сколько перин вспорото и пуха на ветер пущено, сколько крови пролито... Это - с одной стороны. С другой - сичевиками со времен Запорожской Сечи в Польше детей пугали. Между прочим, по делу. Не Богдан ли Хмельницкий привел под стены того же Кракова разгульную запорожскую ватагу, не запорожские ли казаки веками наводили на Речь Посполитую холодный ужас?
Правда, все это осталось в прошлом. А Симон Петлюра, мало того что всячески способствовал кардинальному решению иудейского вопроса, так еще в промежутках между погромами и с москалями тягался. И когда его эти восточные варвары погнали с Украины, нашел пристанище в Кракове. Почетный, так сказать, гражданин одного из культурнейших городов Европы. Как же можно без памятника такому деятелю! Без памятника тут никак нельзя.
Словом, за отношения между Киевом и Варшавой впредь можно не беспокоиться. Взаимопонимание оказалось полным.