ПО УТРАМ я пью красное вино "Нур", по вечерам - не менее красное вино "Султан". Нур - это свет. Султан он и есть султан. Если смешать оба вина, чего я не делаю, получится Нурсултан. Ясно, на кого намекают виноделы одного независимого государства?
А на кого же им намекать? На кого вы бы намекали на их месте?
Что мне нравится во властителях земель с названьем кратким СНГ, так это схожесть их с римскими императорами, эпоху которых я застал и в ее расцвете, и в ее упадке. Они любят власть, как императоры. Они равны богам, как императоры. Они универсальны, как императоры. Они умны, как императоры, - во всяком случае, так утверждают их подданные.
А что бы вы утверждали на их месте?
Есть, правда, и различия. Римские императоры прикончили демократию в Риме, а императоры из СНГ все как один демократию строят. И некоторые уже сумели выкопать котлован для ее фундамента. Иные - такой глубокий котлован, что на закопанном в него фундаменте можно построить не одну, а штук пять демократий. Увидим ли мы окончание строительства - римские боги того не ведают, а эсэнгэвские слишком разноязычны, чтобы нам понять их мысли и слова.
Впрочем, и императоры бывали разные. Был Гай Юлий Цезарь, а были и Калигула с Нероном, лицом и голосом схожим с Радзинским, однако творившим всякие мерзости.
Как кончал почти каждый из римских цезарей-императоров, хорошо известно. Однако в историю тоже вошли почти все - вот в чем искус. Тем более что сами императоры эту историю и пишут. А заодно и предшествующую.
Вот Нурсултан Абишевич, говорят, уже написал историю Казахстана с древнейших времен, то есть от тех самых цезарей-императоров, и до наших дней. История как история. Ничем не хуже той, что писалась раньше на тех же целинных землях.
Увы мне, увы, - такова участь всех цезарей: все они должны делать сами.
А вы на их месте поступили бы иначе?
Однажды теплым летним вечером на балконе три в разной степени цезаря договорились сделать Нурсултана вице-цезарем Третьего Рима. Все-таки интересно, а что бы было, если б это случилось? Но история, даже третьеримская, не знает сослагательного наклонения. И вот мы, уже девять лет спустя, отмечаем 60-летие "цезаря поневоле". Пьем за него вино "Нур", чередуя его с вином "Султан", в надежде, что нура будет все больше, а султана все меньше.
Вообще-то каждый император (по-современному, причем на всех языках - президент) - тоже человек. Но мало кто об этом догадывается. В том числе и сами президенты. Цезарю, как известно, цезарево. Лесть подчиненных - в том числе. Нам же, свободным римлянам, прилично и в день юбилея сказать: "Цезарь - либо ты сам себе Брут, либо следующий юбилей будет хоть и помпезней, но скучнее нынешнего!"