ВСЕХ чрезвычайно заинтересовало известие, что бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер стал советником индонезийского президента Абдуррахмана Вахида и к нему уже привычно обращаются в Джакарте "бапак", то есть "отец". А перед этим был разговор в Вашингтоне о том, что Америка не прочь экспортировать и Мадлен Олбрайт, готовя для нынешнего госсекретаря при ее согласии аж место президента Чехии.
В высотке на Смоленской предположили, что речь идет о новой разновидности американской экспансии, насаждении "монополярности" через внедрение своих советников, президентов, а быть может, и министров во всех странах мира. В Кремле и Белом доме, где мечтают подсократить разросшийся бюрократический аппарат, восприняли эти новости, так сказать, в практическом разрезе: не открывается ли новая экспортная "ниша"?
- Что, Титус, - спрашивали меня, - помнишь, как они нам помогали учреждать демократию и строить рыночную экономику до полной разрухи? Спасибо за это Дмитрию Саймсу. Да и Андерсу Ослунду тоже, теперь он у Аскара Акаева киргизскую экономику до тяньшаньских пиков поднимает. Слава Аллаху, теперь мы сами с усами, тоже способны советовать.
- А кого можете предложить?
- Да кого угодно! - объясняли мне высокопоставленные голоса. - Готовых советников у нас теперь навалом, а качеством почище американских. Можем экс-премьерами поделиться, а уж о министрах и разговора нет. Губернаторы найдутся бывшие, пусть не всегда свободные, но по сходной цене. В Африку, например.
- Экс-премьеры, может быть, сойдут, особенно Кириенко с его опытом укрепления финансов и экономики, - согласился я, - но другим с американскими госсекретарями тягаться все-таки трудно. А вот если...
- Ни в коем случае! - решительно оборвали меня. - Он нам самим для истории необходим. Но если обязательно первый президент потребуется, можно у украинцев занять, а Лукашенко своего Шушкевича на продажу даром отдаст. Провентилируй, Титус.
Я пообещал.