Высокое шоколадное искусство сегодня сродни высокой моде.
Фото Reuters
Наступление весны в Швейцарии сопровождается среди прочего оживленным предпасхальным спросом на шоколадные изделия, особенно в виде яиц и зайцев. В этом году спрос подогревала публикация в швейцарской прессе результатов исследования американских ученых, якобы установивших, что при здоровом образе жизни регулярное, но умеренное потребление черного шоколада способствует снижению излишнего веса. Этот неожиданный вывод был подтвержден некоторыми европейскими диетологами. По их мнению, антистрессовое и антидепрессивное воздействие черного шоколада препятствует появлению необузданного «импульсивного» аппетита, приводящего к перееданию. По данным Федерации швейцарских производителей шоколада (Chocosuisse), его потребление на душу населения в самой Швейцарии составляет 11,9 кг, что больше, чем в какой-либо другой стране мира.
Попасть на фабрику
Пропагандировать полезное лакомство должны две весенние выставки шоколадных изделий. Первая – Восьмой фестиваль шоколада – проходила 24–25 марта в небольшом городке Версуа, расположенном на окраине женевского кантона. Бесплатный вход, щедрые дегустации, обширные программы семейных развлечений – все это привлекло более 30 тыс. посетителей.
Наиболее видным участником фестиваля стала фирма Favarger, быстро прогрессирующая в последние годы. Она организовала массовые посещения своей фабрики, одной из всего 15 в Европе, где имеется собственное оборудование для обжаривания какао-бобов, считающегося решающей стадией обеспечения качества конечной продукции. Из соображений гигиены такие посещения крайне редко проводятся швейцарскими шоколадными фирмами.
Новое руководство Favarger сумело добиться значительного расширения производства, сохранив богатые традиции и артизанальное качество продукции. Favarger продемонстрировала также лидерство в производстве готовых смесей для шоколадного фондю, в том числе с ароматичными добавками.
Большой интерес вызвали шоколадные изделия «без сахара». Они были представлены на стенде существующей уже более 150 лет семейной фирмы Chocolaterie Cartier, между прочим никак не связанной со знаменитым ювелирно-часовым гигантом из Парижа. Нынешний хозяин фирмы – шоколадный мастер Марк-Андре Картье использует относительно новый натуральный заменитель сахара «мальтитол», получаемый из зерна. Он имеет почти вдвое меньшую калорийность, чем обычный сахар, и отлично зарекомендовал себя в ходе дегустаций.
Высокое шоколадное искусство
По сравнению с региональным фестивалем в Версуа гораздо масштабнее выглядел международный Салон шоколада в Цюрихе, который проходил с 30 марта по 1 апреля. Среди его 60 участников выделялись три крупные швейцарские фирмы: Cailler, входящая в пищевую империю Nestle, признанный лидер в производстве шоколада с самыми разнообразными начинками Villars, а также Camille Bloch – один из ведущих производителей кошерного шоколада.
В количественном же отношении на цюрихском салоне доминировали мелкие и средние предприятия артизанального типа. Типичным примером может служить «шоколадник» Jean-Claude Hochstrasser, чье небольшое предприятие и кафе-кондитерская расположены в женевской коммуне Менье с населением всего в несколько сот человек. Естественно, что для успешного бизнеса было необходимо обеспечить особое качество и оригинальность продукции, которые могли бы привлечь потребителей из богатой и избалованной Женевы и других кантонов Швейцарии. Годы напряженного труда увенчались успехом – в 2008 году на престижном конкурсе Жан-Клод получил золотую медаль за свои шоколадные изделия. А на салоне большой популярностью пользовался созданный им особый вид трюфелей небольшого размера и прямоугольной формы, напоминающих уменьшенные во много раз камни, которыми вымощена старая часть Женевы. Трюфели так и назвали – Paves de Geneve, что означает «Женевская брусчатка». Название навеяно легендой о местной девочке, любовавшейся Женевским озером и державшей в руке мостовой камень, который добрые феи превратили в брусок шоколада.
Высокое шоколадное искусство, или haute chocolaterie, как его называют по аналогии с haute couture или haute cuisine, в последние годы проникло в гастрономические рестораны и престижные отели. Эта тенденция нашла подтверждение на стенде старейшего отеля Женевы – Beau Rivage, которым непрерывно с 1856 года владеет семейная династия Майер. По выходным один из ресторанных залов отеля превращается в царство изысканного шоколада. Это было продемонстрировано в Цюрихе искусным шоко-барменом Давидом Сильверой, превратившим стенд Beau Rivage в один из главных пунктов притяжения посетителей.
В чисто зрелищном плане вершиной салона стали показы экстравагантных нарядов из шоколада. Темой модного дефиле были «торжественные платья по оперным мотивам». На специально изготовленные каркасы затейливо навешивались шоколадные изделия – от простых медалек до сложных скульптур. Многие наряды дополнялись шоколадными рисунками, нанесенными на открытые части тела и напоминавшими рельефные татуировки или орнаменты.
Как было объявлено в Цюрихе, очередные международные салоны шоколада будут организованы фирмой Event International в Париже (31 октября – 4 ноября 2012 года), затем в ноябре в Нью-Йорке, Каннах и Лионе. А в декабре текущего года салон доберется и до Москвы, где пройдет в старинном здании фабрики «Красный Октябрь».